Культуролог из Сколково: просвещение масс — не актуально, пора зарабатывать
Нужно переменить «устарелый» подход к культуре, в котором для людей существует просвещение и доступ к культурным благам, на новый — тот, в котором культура нужна, чтобы производить «культурный продукт» и его экспортировать, заявила культуролог, директор по развитию городской среды Фонда «Сколково» Елена Зеленцова 27 ноября в эфире телепередачи «Тем временем. Смыслы» с Александром Архангельским.
Ведущий телепередачи задал вопрос, как выстроить систему экономики, чтобы в стране было свободное творчество, при этом чтобы человек был обеспечен, но не куплен?
По мнению Елены Зеленцовой, «понимание культуры сегодня у нас ограничивается той индустриальной отраслью, как это было 50 или более лет назад. Тогда, для той эпохи, когда просвещение, всеобщая грамотность, доступ к минимальным культурным благам были чрезвычайно важны, это было актуально». Но теперь, сказала сотрудник «Солково», нужно понять, что надо делать, чтобы «процветало культурное производство».
Она объяснила, что, с ее точки зрения, творчество — это отрасль экономики. При этом Зеленцова посетовала, что Россия уступает другим странам в количестве проданного «культурного продукта». «Мы импортируем гораздо больше, чем экспортируем», — сказала она.
Елена Зеленцова заключила: чтобы готовить творческих людей, на которых будет больший спрос среди потребителей «культурной продукции», в том числе и за рубежом, изменения «надо начинать, например, с системы образования».
Напомним, в середине ноября в Санкт-Петербурге прошел VII Санкт-Петербургский международный культурный форум. Выступая на форуме, министр культуры РФ Владимир Мединский рассказал, что российские театры и музеи хорошо конкурируют с другими отраслями в экономике. В доказательство своих слов он привел данные, в которых показал, что в 2018 году музеи принесли прибыль больше, чем в 2017-м. Аналогичное произошло с театром и кино. В том числе прибыль театров растет не только за счет посещаемости, но и за счет расширения в них потребительских услуг — в 2018 году стали больше покупать кофе и чая.
Не только на данной передаче, но и на прошедшем Санкт-Петербургском международном культурном форуме там и тут высокопоставленными лицами использовался достаточно специфический язык, который в привычной информационной среде мы слышим достаточно редко.
Из того, что говорилось на телепередаче и на Культурном форуме, определение читателя как «потребителя культурного продукта» — самое мягкое. Такой подход очень трудно сочетается с тем, что, например, утверждает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Рассказывая о новом законе о культуре, он не единожды говорил о том, что «культура — это не услуга».
Использование определенного специфического языка высокостатустными людьми в нашей стране в отношении всех сфер жизнедеятельности человека — это уже синдром. Ведь язык может сказать об очень многом, в том числе и об определенном типе мышления и миропонимания. И, следовательно, о том, как данное лицо действует. О важности языка, например, в свое время говорил Иван Сергеевич Тургенев. Он писал, что русский язык для него — единственная «поддержка и опора». То есть он говорил о невероятной значимости как русского языка, так и языка вообще. Пока культурной политикой правят люди, для которых читатель — это потребитель, страна никогда не сможет преодолеть кризис в культуре. Напротив, он будет усугубляться.