1. Реальная Россия
  2. Наука и космос
Москва, / ИА Красная Весна

На МКС ожидают прибытия аппаратуры для эксперимента «Монитор всего неба»

Изображение: (cc0) skeeze, pixabay
Открытый космос, МКС

На космическом корабле «Прогресс МС-28», стыковка которого с Международной космической станцией (МКС) ожидается 17 августа, в число грузов входит научная аппаратура космического эксперимента «Монитор всего неба» (МВН), 15 августа сообщает пресс-служба Института космических исследований (ИКИ) РАН.

«Прогресс МС-28» на заданную орбиту успешно вывела ракета-носитель «Союз-2.1а», стартовавшая в четверг со стартового комплекса 31-й площадки космодрома Байконур.

Основную роль в эксперименте, который проводит ИКИ РАН, будет играть рентгеновский монитор СПИН-Х1-МВН, предназначенный для измерения космического рентгеновского фона (КРФ). КРФ включает в себя излучения миллионов далеких объектов, которые пока недоступны для различения по отдельности.

Чтобы выделить космический рентгеновский фон из потока вторичного излучения, образующегося из-за того, что прибор в космосе будет подвергаться бомбардировке высокоэнергичных заряженных частиц, конструкторы прибора выбрали оригинальный способ.

Монитор СПИН-Х1-МВН оснащен четырьмя модулями полупроводниковых рентгеновских детекторов разработки ИКИ РАН. Над ними для ограничения поля зрения прибора и уменьшения влияния этих заряженных частиц установлены коллиматоры, которые представляют собой цилиндрические трехслойные оболочки из специально подобранных материалов.

Кроме того, над входными отверстиями монитора находится вращающийся экран, по очереди перекрывающий поля зрения двух из четырех модулей детекторов. Он делает один оборот за 60 сек, при этом в каждый момент времени «видеть» небо будут только два модуля из четырех.

Эта конструкция помогает отсеять от полезного сигнала «паразитный сигнал», называемый инструментальный фоном. И тогда ученые точно будут знать, какую часть от наблюдаемого из космоса сигнала, поступающего от двух открытых детекторов, составляют «шумы» от элементов конструкции, которые уловят два закрытых детектора.

Предполагается, что три года проведения эксперимента позволят получить достаточно информации, чтобы определить величину поверхностной яркости КРФ с точностью до 1%.

Научным руководителем эксперимента МВН стал заведующий лабораторией ИКИ РАН, д. т. н. Николай Семена. Но сама идея эксперимента МВН была выдвинута сотрудником отдела астрофизики высоких энергий ИКИ РАН Михаилом Ревнивцевым (1974–2016).

Сначала эксперимент предполагал простое испытание на МКС разработанных в ИКИ РАН полупроводниковых детекторов для рентгеновских телескопов. Но Ревнивцев предложил превратить это испытание в полноценный научный эксперимент.

Теперь эксперимент МВН должен «закрыть» для астрофизиков важный пробел в имеющихся наблюдательных данных. СПИН-Х1-МВН будет работать в широком диапазоне рентгеновского излучения — от 6 до 70 килоэлектрон-вольт (кэВ). Тогда как ранее измерения КРФ в основном проводились в диапазоне от 1 до 10 кэВ. При этом максимум спектра КРФ приходится на 20–40 кэВ, а таких измерений было или мало, или они не обеспечивали достаточную точность.

Поле зрения монитора во время движения МКС по орбите составит почти всю поверхность небесной сферы, и уже за первые 72 дня с начала работы ученые получат почти полную карту КРФ неба (84%), а за три года работы таких обзоров будет 15.

Монитор будет установлен на внешней поверхности служебного модуля «Звезда» во время запланированного на декабрь 2024 года выхода в открытый космос. При этом его блок управления будет размещен внутри МКС. После необходимых настроек монитор начнет регулярные наблюдения неба.