Ученые: условия окружающей среды повлияли на пути миграции древних людей

Изображение: (cc0) NordNordWest
Карта ранних миграций человека

Объединение климатических моделей, генетических данных с археологическими данными, чтобы понять, как региональные условия окружающей среды повлияли на миграцию древних людей, выполнили исследователи из австралийского Университета Флиндерса, 29 мая сообщает сайт новостей науки EurekAlert со ссылкой на пресс-службу университета.

Исследователи смогли получить новое представление о великой миграции людей, показав, как условия окружающей среды в Северной Евразии и Америке повлияли на пути перемещения предков, покинувших Африку десятки тысяч лет назад.

Теория «Из Африки» предполагает, что более 70 000 лет назад некоторые группы древних людей покинули Африку и распространились по Европе, Азии, Австралии и Америке. Однако для науки оставалось неясным, насколько окружающая среда, с которой они столкнулись за пределами Африки, облегчила или помешала их путешествию.

Результаты междисциплинарного анализа, проведенного экологом из Университета Флиндерса доктором Фредериком Сальтре, которые решали эту задачу, были представлены в статье «Условия окружающей среды, связанные с первоначальной экспансией на север анатомически современного человека», недавно опубликованной в журнале Nature Communications.

Это исследование показывает, что, хотя относительная важность факторов окружающей среды варьируется в зависимости от региона, наши предки путешествовали в основном по теплым и влажным районам, где рядом с реками были леса и луга.

«Первые мигранты-люди отдавали предпочтение маршрутам, которые обеспечивали необходимые ресурсы и облегчали путешествие, а также регионам с сочетанием лесов и открытых пространств для жилья и питания, что позволяло им осваивать новые территории», — указал д-р Сальтре.

В Европе люди, вероятно, впервые прибыли из Плодородного полумесяца на Ближнем Востоке, в котором в зимние месяцы наблюдается повышенное количество осадков, через Кавказские горы в Скандинавию примерно 48 300 лет назад и в Западную Европу около 44 100 лет назад, в поисках более теплых и влажных условий.

В Северной Азии маршруты миграции пролегали по крупным рекам, чтобы справиться с более суровым климатом, прежде чем примерно 34 700 лет назад достичь Берингии, ныне затопленного сухопутного моста между Сибирью и Аляской.

В Северной Америке люди первоначально мигрировали вдоль побережья Тихого океана около 16 000 лет назад, а затем примерно 3000 лет спустя двинулись вглубь материка через свободный ото льда коридор вдоль реки Маккензи. В Южной Америке миграция следовала по более влажным лугам, граничащим с Амазонкой, используя связь, обеспеченную 14 800 лет назад крупными реками.

Профессор Том Хайэм из Венского университета, оценивая проведенное исследование, отметил, что сила этих новых подходов к моделированию миграции древних людей в понимании глубокого прошлого человечества и она очень интересна для археологической науки:

«Слишком долго мы работали по отдельности, применяя разные подходы. Объединение новых методов моделирования с новейшими климатическими, археологическими и экологическими данными позволяет получить действительно захватывающее представление о том, как древние люди перемещались и адаптировались на огромных континентах десятки тысяч лет назад».

Профессор Кори Брэдшоу из Университета Флиндерса также считает, что такое моделирование обеспечивает мощную основу для изучения и понимания сложностей глубокой истории, предлагая понимание того, как прошлые события и условия сформировали настоящее:

«Знание того, где люди впервые вышли за пределы колыбели человеческой эволюции, дает нам представление о том, насколько адаптируемыми были наши ранние предки, с какими экологическими проблемами они столкнулись и как они их преодолели и выжили. Мы также можем сделать вывод о технологических инновациях, которые применялись в то время (например, плавсредства, одежда и другие инструменты) и которые позволяли людям использовать самые неблагоприятные условия окружающей среды».

Доцент Бастьен Льямас из Университета Аделаиды указал, что объединение генетических данных с исторической информацией о климате и археологическими открытиями является мощным методом для определения прошлых моделей миграции людей.

«Изучение генетических различий между группами людей помогает нам понять древние модели миграции. Обычно в результате получается базовая карта, показывающая общие перемещения из одной области в другую без подробных маршрутов. Однако, объединив генетические данные с информацией о прошлом климате, окружающей среде и археологическими находками, мы можем создать гораздо более подробные и точные карты того, как люди перемещались с течением времени и по разным регионам».

Доктор Сальтре отметил, что результаты исследования помогают нам оценить важность биоразнообразия в том, как наши предки адаптировались к экологическим вызовам и преодолевали их.

«Это показывает, как климат и экология сформировали предысторию человечества, подчеркивая роль биоразнообразия в выживании и мобильности человека, демонстрируя, что богатые экосистемы позволяли людям процветать в новых условиях на протяжении тысячелетий. Кризис биоразнообразия, который мы переживаем сейчас, ставит под угрозу нашу возможность процветать. Несмотря на передовые технологии, которыми мы располагаем сегодня, я искренне задаюсь вопросом, долго ли мы протянем, не сохранив большую часть нынешнего биоразнообразия».