Поддержавший свержение Каддафи в Ливии Медведев поражен шагами США в Сирии
Стратегия США, чья руководство требовало от сирийского президента Башара Асада уйти в отставку, было «поразительно» недальновидным, об этом заявил заместитель главы Совбеза РФ Дмитрий Медведев в беседе с немецкой телекомпанией Deutsche Welle.
Об этом бывший глава Кремля рассказал для нового документального фильма телеканала, посвященного уходящему со своего поста канцлеру Ангеле Меркель.
«Я даже помню, как в тот период, когда начали активно нажимать, или прессовать, выражаясь по-русски, Сирийскую Арабскую Республику, я разговаривал с [тогдашним главой Белого дома] Бараком Обамой и задал ему простой вопрос: «Ну вот смотри, вы сейчас добиваетесь свержения Асада. Допустим, вы его свергли. Вы в широком смысле этого слова — Соединенные Штаты или НАТО — добились того, что там тоже произошла какая-то цветная революция или военная операция прошла. А что дальше? Что будет там происходить?» — подчеркнул Медведев.
По словам заместителя главы Совбеза, ответ Обамы его удивил. Так, 44-й президент отмечал, что США не совсем понимают, что будет дальше после свержения сирийского лидера.
«Это для меня был очень мощный ответ или красный сигнал по поводу того, сколь глубоко прорабатываются те или иные операции Соединенными Штатами Америки, поскольку результаты налицо», — продолжил он.
Затронул бывший глава Российского государства и взаимоотношения России и Германии на фоне «Арабской весны», отметив, что они, в отличие от отношений с США, ничуть не изменились из-за в целом одинаковой позиции Москвы и Берлина. Медведев обратил внимание на то, что в Сирии у власти по-прежнему Асад, одержавший убедительную победу на выборах.
Кроме того, Медведев указал на то, что в Ливии наблюдается совсем иная ситуация: «благодаря определенным решениям» произошла смена режима, «причем совершенно кровавым способом». В результате этого продолжает бывший президент России страна распалась на несколько частей, в ряде из которых по-прежнему активно действуют и в которых нет единого полноценного государства.
Напомним, «Арабская весна» наступила в Ливии в феврале 2011 года, когда в республике вспыхнули протесты с требованием ухода лидера страны Муамара Каддафи, правящего более 40 лет. На тот момент в результате подобных событий уже были свергнуты лидеры соседних Туниса и Египта. В Бенгази, втором по величине городе республики, протесты вылились в столкновения демонстрантов с сотрудниками органов правопорядка. В том же месяце ливийская оппозиция заявила о формировании национального совета и подготовке к выборам главы государства.
Политический кризис стал причиной дальнейшего кровопролития, и 6 марта в районе населенного пункта Бин-Джавад, прошли ожесточенные столкновения повстанцев и проправительственных сил, в результате которых погибли несколько человек.
17 марта Совет Безопасности ООН принял резолюцию, предусматривающую введение бесполетной зоны над Ливией. Во время голосования по документу тогдашний представитель российской стороны Виталий Чуркин не воспользовался правом вето, лишь воздержавшись. В результате этого была принята резолюция 1973, позволяющая западной коалиции наносить воздушные удары по верным Каддафи вооруженным силам.
Впоследствии занимавший на тот момент пост президента РФ Дмитрий Медведев заявил по итогам саммита «Большой восьмерки» о том, что Россия сознательно не стала использовать свое право вето в Совете Безопасности ООН, поскольку лидер Джамахирии Муаммар Каддафи потерял легитимность и должен уйти. При этом Медведев указал на то, что Москва заинтересована в сохранении Ливии в качестве самостоятельного единого и свободного государства.
В свою очередь, Владимир Путин, который на тот момент занимал пост премьер-министра, крайне негативно отозвался об операции Запада в Ливии, заявив, о том, что она является «крестовым походом». Он, тем не менее, признал, что внешняя политика — прерогатива президента России, но «личное мнение, оно есть».