CNN: у Байдена во внешней политике появилась новая головная боль
У президента США Джо Байдена появилась очередная головная боль во внешней политике. Попытки возродить ядерную сделку 2015 года с Ираном, от которой отказался экс-президент Дональд Трамп, уже несколько месяцев поддерживаются реанимационными мерами. Вскоре они могут быть полностью уничтожены, отмечает 10 июня CNN.
Глава Организации Объединенных Наций по наблюдению за ядерной программой предупреждает, что Иран планирует демонтировать камеры наблюдения, которые были установлены в соответствии с соглашением. По мнению Международного агентства по атомной энергии, это означало бы, что в течение трех-четырех недель оно не сможет точно сообщить западным державам, насколько близок Тегеран к производству достаточного количества высокообогащенного урана для создания ядерной бомбы.
«Участники должны иметь исходные данные, необходимый объем (доступа), чтобы знать, что есть или (чего нет) у Ирана, чтобы мы могли проверить, — сказал директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси в интервью Бекки Андерсон из CNN. — Если у вас этого нет, технически невозможно заключить соглашение».
Попыткам администрации спасти сделку помешала ее неспособность заверить Иран в том, что будущий президент-республиканец будет придерживаться ее. Не способствует делу и то, что придерживающееся жесткой линии новое правительство Тегерана не запрограммировано на компромиссы. И у России, подписанта соглашения, есть «сильный стимул устроить Байдену еще один кошмар за границей», пишет издание.
Гросси бил тревогу всю неделю. В понедельник он предупредил, что Ирану осталось всего несколько недель до получения «значительного количества обогащенного урана» — замечание, истолкованное многими наблюдателями как сигнал о достаточном количестве материала для создания ядерного устройства.
Это именно та ситуация, которую многие годы внешняя политика США была призвана предотвратить, и она возникает как раз в тот момент, когда Северная Корея также бряцает ядерным оружием. Критики иранской ядерной сделки утверждали, что она не остановит страну от разработки оружия навсегда и что необходимо было включить в договоренности другие вопросы, такие как ракетная программа Тегерана и его дестабилизирующая политика в своем регионе. Но мало у кого из критиков когда-либо был хороший план «Б».
Трамп, по-видимому, разрушил ядерную сделку во многом потому, что она была центральным элементом наследия его предшественника Барака Обамы. Теперь Байдену остается нести ответственность за геополитический вандализм Трампа.
И вскоре он может столкнуться с этой дилеммой: будет ли он стоять в стороне, зная, что враг США и их союзника Израиля может создать ядерное оружие? Или он предпримет военные действия, чтобы уничтожить программу, и рискнет спровоцировать новую ближневосточную трясину?