Минфин: утилизационный сбор на автомобили может вырасти на 15%

Изображение: (cc)Gustavo_Belemmi
Старый автомобиль
Старый автомобиль

С 1 января 2018 года на 15% может вырасти утилизационный сбор на колесные и самоходные транспортные средства, выпускаемые в России и ввозимые в нашу страну, 21 сентября сообщает газета «Ведомости».

Подробно информация излагается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2018–2020 годы. Правительство 18 сентября в целом одобрило подготовленный Минфином проект бюджета. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минфину и Минэкономразвития до 22 сентября доработать документ для последующего внесения в Госдуму.

Это принесет федеральному бюджету в 2018 году дополнительно более 28 млрд руб. Общие поступления утилизационного сбора в федеральный бюджет в 2018 году должны вырасти на 58,4 млрд руб. до 223,4 млрд, в 2019 году — до 259,8 млрд, в 2020 году — до 267,9 млрд руб.

«Помимо индексации эти цифры учитывают прогноз роста производства и импорта транспортных средств и введение с 2019 г. сбора на средства производства тяжелого и энергетического машиностроения по адвалорной ставке 7%», — говорится в пояснительной записке.

Если система промышленных субсидий сохранится, то индексация сбора не повлияет на цены большинства производимых в России автомобилей. Но, по мнению сотрудников двух автоконцернов, подорожают импортируемая техника и техника, выпускаемая без соглашений о промсборке. По их мнению, индексация сбора также приведет к еще бо́льшему снижению импорта автомобилей, который и так с 2012 по 2016 год упал почти в 5 раз из-за развития локального производства, ослабления рубля и сокращения продаж автомобилей.

«Мы в курсе этих планов и будем готовы работать в новых условиях», — сказал представитель «АвтоВАЗа». Представители же большинства автоконцернов новые меры не поддерживают.

Против индексации выступает Минэкономразвития, считая размеры утилизационного сбора необоснованными и не подтвержденными расчетами. Минэкономразвития готово обсуждать вопрос индексации утилизационного сбора, когда будет предоставлено финансово-экономическое обоснование инициативы.

«Индексация хоть и учтена Минфином в доходной части проекта бюджета, но это не такой большой источник дохода, как, например, акцизы, и министерство может использовать эту инициативу как элемент торга по другим вопросам и в итоге отказаться от нее или, например, снизить размер индексации», — комментирует Александра Суслина из Экономической экспертной группы.

Напомним, что утилизационный сбор был введен в 2012 г. одновременно со вступлением России в ВТО (Всемирную торговую организацию) и снижением ввозных пошлин на автомобили. Базовая ставка для легковых машин — 20 000 руб., для грузовиков и автобусов — 150 000 руб., также используются коэффициенты в зависимости от параметров машин. Сначала сбор платили только импортеры, а местные заводы могли взять обязательства по утилизации. После критики со стороны Евросоюза с 2014 г. сбор начали платить все. Но почти все российские автосборочные заводы получают субсидии, сопоставимые со сборами.

В 2016 г. правительство индексировало ставки утилизационного сбора на 65%, ссылаясь на ослабление рубля. Основная причина предыдущей и предполагаемой новой индексации — желание защитить автопром, представленный отечественными и иностранными брендами, от снижения ввозных пошлин на автомобили, предусмотренного условиями вступления в ВТО. Очередное снижение ставок произошло в сентябре 2017 г.: на легковые автомобили они сократились с 23 до 20%, через год дойдут до 17%, а в 2019 г. достигнут финального значения — 15%.