Раскрыта тайна смерти Бетховена — он не был отравлен
В марте 1827 года Людвиг ван Бетховен умирал. Когда он лежал в постели, мучимый болями в животе и желтухой, его навещали скорбящие друзья и знакомые. А некоторые просили об одолжении: не могли бы они отстричь прядь его волос на память? В течение трех дней после смерти Бетховена на его голове не осталось ни единой пряди волос, пишет 23 марта газета The New York Times.
C тех пор не прекращались попытки понять истоки болезни Бетховена и причину его смерти. Статья международной группы исследователей, опубликованная в среду в журнале Current Biology, переворачивает давние представления о его здоровье. В их отчете дается объяснение изнурительным заболеваниям композитора и даже смерти, а также поднимаются новые вопросы о его генеалогическом происхождении и содержатся намеки на мрачную семейную тайну.
Отчет преподносит дополнительные сюрпризы: знаменитая прядь волос — тема книги и документального фильма — не принадлежала Бетховену. Бетховен не был отравлен свинцом, как считалось ранее. И при этом он не был чернокожим человеком, как предполагали некоторые.
А фламандская семья в Бельгии, носящая фамилию ван Бетховен и с гордостью заявлявшая о своем родстве с композитором, не имела с ним никаких генетических связей. Эксперты, не связанные с исследованием, сочли доводы международной группы ученых убедительными, подчеркивает NYT.
Кратко резюмируя свои выводы, исследователи пишут в Current Biology, что проблемы со здоровьем значительно повлияли на карьеру композитора и пианиста, включая прогрессирующую потерю слуха, повторяющиеся желудочно-кишечные жалобы и заболевания печени.
В 1802 году Бетховен завещал, чтобы после его смерти его болезнь была описана и обнародована. Ученым удалось секвенировать геномы с высоким охватом из небольших количеств исторических волос.
«Мы проанализировали восемь независимо полученных прядей волос, приписываемых Бетховену, пять из которых принадлежали одному европейскому мужчине. Мы сочли эти совпадающие образцы почти наверняка подлинными и секвенировали геном Бетховена с 24-кратным охватом», — говорится в статье.
Хотя ученые не смогли определить генетическое объяснение расстройства слуха Бетховена или желудочно-кишечных проблем, они обнаружили, что у Бетховена была генетическая предрасположенность к заболеванию печени. Кроме того, метагеномный анализ показал, что Бетховен был инфицирован гепатитом В по крайней мере за несколько месяцев до своей смерти.
Вместе с генетической предрасположенностью и широко распространенным употреблением алкоголя это дает правдоподобные объяснения тяжелой болезни печени Бетховена, кульминацией которой стала его смерть, утверждают ученые.