Эксперты: России нужно успеть занять экспортную нишу водородной энергетики

Изображение: Wind Catching Systems
Масштабное изображение новой установки от WCS
Масштабное изображение новой установки от WCS

Комментарий экспертов к недавно принятой в России концепции развития водородной энергетики до 2050 года, в котором они настаивают на том, что правительство должно озаботиться проблемой выхода ее на перспективный внешний рынок, 13 августа опубликовало РИА Новости.

Все опрошенные эксперты отметили, что с 2050 года в мире резко упадет спрос на традиционные, невозобновляемые и неэкологичные в отношении выбросов углекислого газа в атмосферу источники энергии. Поэтому России следует успеть к этому времени развить свое производство экологичного водорода как источника энергии, чтобы занять эту нишу на внешнем рынке.

Недостатком опубликованного правительственного документа, по мнению старшего аналитика Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Юрия Мельникова, является отсутствие в нем других числовых показателей развития водородной отрасли в России, кроме объемов экспорта водорода в 2024, 2035 и 2050 годах. Также нет ни показателей потребления водорода на внутреннем рынке, ни прогнозируемого экологического и климатического эффекта от этого потребления, ни показателей развития рынка водородных технологий или экспорта технологий.

Мельников отметил: «Из текста концепции явно следует ориентация на экспорт водорода, которая была заложена и в „Энергостратегии-2035“, и в водородной „дорожной карте“».

При этом в Концепции развития водородной энергетики в Российской Федерации, принятой 5 августа правительством РФ, отмечают эксперты, ставка делается на развитие производства «голубого» по терминологии Евросоюза водорода, который производится из природного метана и считается менее экологичным, чем так называемый зеленый водород, но скачок в переходе к ветро- и солнечным электростанциям может произойти раньше, чем предполагают в нашей стране.

Производство «зеленого» водорода основано на гидролизе воды, который осуществляется с использованием возобновляемых источниках энергии — солнечной, геотермальной, энергии ветра или приливов. Существует и третий вариант производства водорода — с помощью определенных реакций на АЭС, но его классификация как «голубого» или «зеленого» в Европе пока не определена.

Эксперты считают, что преимущественное развитие производства «голубого» водорода может быть «опасным» в отношении его экспорта, хотя понятно, что производить его в России выгодно из-за большого запаса природного газа и развитой инфраструктуры его доставки. Однако увеличение объемов экспорта «голубого» водорода становится проблематичным из-за пагубного влияния на климат его производства.

В отношении перспектив производства «зеленого» водорода директор «Центра энергоэффективности — XXI век» Игорь Башмаков пояснил: «Если мы говорим про водород, который будет производиться с помощью электролиза, то вопрос об источниках энергии для него. Для „зеленого“ водорода это может быть гидростанция или АЭС. Если мы будем водород вырабатывать на угольной станции, то он „зеленым“ признан никогда не будет».

Поэтому, считает эксперт, в России следует развивать производство возобновляемых источников энергии (ВИЭ), которым пока уделяется малое внимание. Хотя гидроэнергия, которую тоже относят к ВИЭ, в стране достаточно развита, отметил Башмаков, добавив, что в стране есть резервные мощности, например, у гидростанций на Колыме. «Их можно использовать для производства водорода. Здесь важно, каким технологиям будет отдано предпочтение не только у нас, но и у потенциальных потребителей».

Игорь Башмаков пояснил, что в Европе есть страны, которые заинтересованы, чтобы производство водорода на АЭС признали «зеленым» — это Франция, Финляндия и Бельгия, где имеются атомные электростанции. В эту когорту входит Китай, развивающий атомную энергетику.

Хотя само производство водорода на АЭС является полностью безуглеродным и эмиссии углекислого газа при нем нет, но есть радиационная опасность. Директор группы операционных рисков и устойчивого развития KPMG Владимир Лукин напоминает: «Если учесть эмиссии, связанные со строительством АЭС и добычей/транспортировкой урана, то, конечно, ненулевой вклад в углеродный след они дают».

Что касается развития внутреннего рынка потребления водорода, то, например, Игорь Башмаков предполагает, что в России следует параллельно с производством «голубого водорода» развивать инфраструктуру для перехода на водородное топливо автомобильного, железнодорожного и, возможно, даже авиационного транспорта.

Осуществлять «водородный скачок» в России, по мнению экспертов, должны крупные компании, которые могут создать мощное производство «зеленого» водорода и обеспечить его крупнотоннажную транспортировку на экспортные рынки Евросоюза и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Аналитик из «Сколкова» Юрий Мельников называет в их числе таких гигантов как работающие на международных рынках госкорпорации Росатом, Роснефть, ПАО с государственным участием «Газпром», а также независимые компании «Новатэк» и «Лукойл».