Австралийские власти практически перестали поддерживать молодых авторов

Васнецов Виктор. Нищий певец (паломники). 1873
Васнецов Виктор. Нищий певец (паломники). 1873

Господдержка писателей и других людей искусства в Австралии минимальна, что заставляет большинство из них зарабатывать на жизнь иными методами и сильно ограничивает их творческую активность, пишет 14 мая австралийская газета The Age.

«Я не представляю никого, у кого нет [другого] основного источника дохода, — говорит литературный агент Даниэль Бинкс, которая также является писателем и преподавателем писательского мастерства. — _У меня нет никого, кто зарабатывал бы достаточно денег на своем искусстве, чтобы заниматься этим полный рабочий день. Реально это делают только Лайан Мориарти и Энди Гриффитс».

Бинкс, которая начала работать агентом в 2016 году, говорит, что она слышит разговоры о «золотых днях ликвидных обедов и контрактов на 100 000 долларов», но это кажется довольно далеким от той реальности, которую подавляющее большинство авторов могут ожидать сегодня.

По ее словам, цена, которую издатель заплатит за книгу, варьируется в зависимости от всевозможных факторов (жанр, качество, профиль автора и спрос на рынке), но может составлять от 40 000 до 80 000 австралийских долларов за художественную литературу для взрослых или научно-популярную литературу. Романы для молодых людей стоят дешевле, часто от 5000 до 10 000 австралийских долларов (частично из-за того, что они продаются по более низкой розничной цене).

На эти деньги нельзя полагаться, как на обычную зарплату. Они достаются авторам в несколько этапов в процессе публикации — при подписании контракта, при заполнении черновиков, при публикации книги, — что может занять несколько лет. И это происходит только тогда, когда вам уже утвердили контракт. Время, потраченное на исследование или разработку идей до этого момента, не оплачивается. Поэтому писателям приходится работать еще на одной или нескольких работах и писать книги только урывками в свободное время.

Доктор Джо Кауст из школы культуры и коммуникаций Мельбурнского университета недавно выступила за введение всеобщего базового дохода для творческих людей в Австралии: постоянной базовой выплаты для покрытия некоторых основных расходов на проживание, пока они работают над своими произведениями.

«По всему миру есть много сообществ, где творческих людей ценят [таким образом]», — говорит она.

Ирландия, например, внедряет программу поддержки до 2000 людей искусства на €325 ($490) в неделю в течение трех лет. Объявляя о программе, министр искусств Ирландии Кэтрин Мартин сказала, что «хочет, чтобы искусство не просто оправилось [от пандемии], но и процветало».

И несмотря на то, что «Америка является вершиной капитализма», отмечает Кауст, «Нью-Йорк тоже осуществлял это разными способами в течение последнего года».

Но в Австралии «вся область искусства и культуры не считается важной», — говорит она. «Мы одна из самых богатых стран в мире. И мы одна из самых неразвитых стран с точки зрения количества денег, которые мы выделяем на искусство и культуру в ОЭСР», — подчеркнула эксперт.

В 2015 году исследование Университета Маккуори показало, что средний годовой доход, получаемый от авторской практики в Австралии, составлял всего 12 900 долларов (менее $750 в месяц). Опрос, проведенный Австралийским обществом авторов в 2020 году, показал, что около половины респондентов зарабатывали менее 2000 австралийских долларов в год (то есть менее $115 в месяц), а 31% авторов заявили, что их доход пострадал из-за пандемии.