Цифровые технологии должны помогать, а не подменять учителя — ученый

Изображение: Станислав Матяшов © ИА Красная Весна
Галина Колесникова. Конференция «Проблемы цифровой трансформации образования и ее отражение в обществе» в Ростове-на-Дону. 09.10.2021
Галина Колесникова. Конференция «Проблемы цифровой трансформации образования и ее отражение в обществе» в Ростове-на-Дону. 09.10.2021

Цифровые технологии могут использоваться только вместе с человеком учителем, заявила доктор философских наук, филолог, психолог, профессор кафедры философии Донецкого национального университета экономики и торговли Галина Ивановна Колесникова, 9 октября сообщил корреспондент ИА Красная Весна.

Ученый из Донецкой Народной Республики подчеркнула главенствующую роль учителя в образовательном процессе. При этом она отметила, что цифровизация образовательной среды является закономерным этапом развития цивилизации, но цифровые технологии должны использоваться для расширения образовательных возможностей, а не для их сокращения.

«Дистанционное обучение, как любая технология, должно использоваться не тотально, а избирательно в контексте получения дополнительных возможностей, а не сокращения существующих», — заявила Колесникова, выступая на конференции «Проблемы цифровой трансформации образования и ее отражение в обществе».

Она привела примеры некоторых преимуществ дистанционных форм передачи знаний, такие как возможность получения передового опыта, в том числе иностранного, и новейших знаний для обычных школьников из глубинки, а также знакомство со стилем преподавания передовых ученых отечественного пространства, в том числе тех, которые уже ушли из жизни.

«Видеовизуализации сложных научных концепций дают более глубокое погружение в материал за счет моделирования физических процессов в биологии и физике или погружения в культурную обстановку за счет моделирования быта, например, древних славян», — добавила ученый.

Колесникова подчеркнула важность непосредственного очного взаимодействия учеников с учителем для эффективности образовательного процесса.

«Безусловно, применение новых технологий должно сочетаться с традиционными образовательными методами и приемами, в том числе в непосредственной коммуникации с носителем практических знаний, то есть учителем», — заявила профессор.

Именно такой синтез будет способствовать повышению качества получаемых знаний, поскольку только аудио-, видеознания не дают качественных навыков, подчеркнула докладчица. Не может быть, например, врачом человек, который получал образование по интернету и не общался непосредственно с учителем и пациентами, добавила она.

«Именно человек-педагог обладает коммуникативными навыками, чтобы подстроиться под обучаемого, под его психологию и повысить эффективность получаемых знаний. Поскольку никакой аудиовизуальный контент не может быть в полной мере усвоен правильно без социального взаимодействия», — отметила Колесникова.

Конференция «Проблемы цифровой трансформации образования и ее отражение в обществе», посвященная результатам социологического опроса АКСИО-10, прошла 9 октября в Ростове-на-Дону на площадке Донского государственного технического университета. Организатором мероприятия выступило «Родительское всероссийское сопротивление». На конференции выступили педагоги, представители научного сообщества и общественники.

Читайте также: Выступающие против цифровизации образования ученые попадают в опалу. Мнение