Украинский эксперт: Киевское духовенство 18 века хотело в Константинополь


Грамота 1708 года Петра І митрополиту Иоасафу о переподчинении Киевской митрополии Москве доказывает, что у Киевского духовенства было желание вернуться к Константинополю, заявила научная сотрудница Национального Киево-Печерского заповедника Наталья Синкевич, 16 марта сообщает Deutsche Welle.

Грамота 1708 года Петра І митрополиту Иоасафу была найдена в библиотеке Института восточноевропейской истории и краеведения при университете Тюбингена.

Наталья Синкевич утверждает, что это крайне актуальный исторический документ, по причине острых дискуссий об обстоятельствах перехода Киевской митрополии от Константинополя к Москве.

Найденный документ 14 марта 2019 года был официально передан послу Украины в Германии Андрею Мельнику. Также сообщается, что работу украинско-немецкой научной комиссии финансировало министерство иностранных дел Германии.

Исследователи установили, что до 1922 года грамота находилась в ризнице Софийского собора в Киеве, далее в библиотеке при соборе. В 1931 году документы попали в Всенародную библиотеку Украины, ныне Национальную библиотеку имени Вернадского. Эксперты считают, что в 1941 году зондеркоманда СС Эберхарда фон Кюнсберга, которая специализировалась на изъятии исторических документов в зоне оккупации, вывезла грамоту вместе с более чем двумя десятками других документов из ризницы Софии Киевской.

Главным в грамоте 1708 года Наталья Синкевич считает «желание киевского духовенства вернуться к Константинополю». Поэтому в грамоте подчеркнуто, что митрополит Иоасаф Кроковский не будет этого делать спустя 20 лет. По ее мнению Петр I сомневался в лояльности киевского духовенства и закрепил гарантии документом.

Напомним, ранее митрополит Киевский и всея Украины Епифаний Православной Церкви Украины (ПЦУ) — глава раскольнической церкви, заявил, что убежден в бесперспективности переговоров с руководством Украинской Православной церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) по вопросу объединения Церквей на Украине. Единственным выходом из ситуации он видит в необходимости «подождать, пока верующие сами определятся, в какой Церкви они хотят быть».