Немцы ощущают отсутствие свободы слова в стране
Только 40% немцев считают, что они могут свободно выражать свое мнение, согласно последним опросам, об этом 20 декабря сообщает газета Zeit Online.
Большинство респондентов считают, что некоторые вещи в Германии больше нельзя говорить. Тенденция уже давно идет в этом направлении, и это отражается не только в цифрах, но и во фразах, которые можно услышать в каждом пабе на углу и которые, несомненно, будут снова произнесены за праздничными столами в Германии на Рождество.
Есть три основные причины считать, что немцы живут в условиях своего рода квазидиктатуры:
Во-первых, превращение себя в человека, объявленного вне закона, стало прибыльным делом. Ричард Дэвид Прехт и Харальд Вельцер написали совместную книгу о том, как «создаётся мнение большинства». Они утверждали, что мнения, отклоняющиеся от мейнстрима, не могут быть представлены в стране.
Во-вторых, население действительно изменилось. Маргинализированные группы больше не принимают дискриминацию беспрекословно. Все больше людей задумываются о том, исключает ли язык определенные группы или причиняет им боль. Но никто не вынужден этого делать; доказано, что даже будучи лидером ХДС, вы можете говорить совершенно без учета интересов меньшинств.
И в-третьих, действительно существуют ограничения свободы слова, но они не проходят по каким-либо политическим линиям, а начинаются там, где другие находятся под угрозой. Они возникают там, где атакуется основной демократический порядок. Германия — это оборонительная демократия. Однако эти границы далеко отстоят друг от друга по вполне понятным причинам. Любой, кто отрицает Холокост, и любой, кто разжигает ненависть к людям или группам людей, подлежит судебному преследованию.
Если предполагаемая свобода мнений в Германии падает, это не означает, что реальная свобода мнений находится под угрозой. Возможно, это означает, что уже не все будут мириться со всем. А скорее всего, и то, что все больше людей высказывают мнения, которые не могут оставаться неоспоренными в демократическом обществе.