Проректор МФТИ: огромный труд и сильная мотивация — основа нашего успеха
Огромный и сильно мотивированный труд со школьной скамьи является фундаментом побед российских студентов на международных олимпиадах по информатике, заявил проректор по международным программам и цифровым инновациям Московского физико-технического института (МФТИ) Алексей Малеев 26 февраля в интервью РИА Новости.
Малеев отметил, что с 2000 годов студенты российских вузов стали занимать высокие места на чемпионатах мира по программированию. «Студенты российских университетов привезли, если я не ошибаюсь, 33 золотые медали, китайских — 15, европейских стран — 12, и США, по-моему, 7 медалей», — привел проректор данные статистики.
Абсолютное лидерство он объяснил трудоспособностью российских участников, которые обучаются в сильных университетах. «Студенты физтеха, с которыми мы занимаемся, вкалывают огромное количество часов», — подчеркнул Малеев.
Фундаментом этих достижений является система физико-математических школ и школьных олимпиад по информатике, которая охватывает все российские школы. Малеев сказал, что ключевую роль в этой системе играет преподаватель, который должен сделать свой предмет увлекательным для ученика, «зажечь его».
Талантливость не зависит от национальности или географии, подчеркнул проректор МФТИ. Основная задача лежит на системе образования, которая должна увидеть талант ученика и помочь ему сориентироваться, замотивировать его.
На уточняющий вопрос о том, действительно ли российская система образования в физико-математическом сегменте до сих пор сохранила наибольшую эффективность, Малеев заметил, что она близка к тому, чтобы быть в лидерских позициях.
Школьная «национальная сборная» по информатике в 2019 году привезла с международных соревнований в Баку четыре золотые медали из четырех возможных, привел он пример. Это самый высокий результат, опережающий США и Китай, команды которых завоевали по три золотых и по одной серебряной медали.
Напомним, в 2019 году российские студенты стали победителями чемпионата мира по программированию седьмой раз подряд. Российские команды лидируют в данных соревнованиях с 2012 года. Первое место заняла команда Московского государственного университета, второе — команда МФТИ, на третьем оказался Пекинский университет.
По результатам олимпиад мы видим, что российская система образования действительно может отбирать способных учеников и осуществлять их специальную подготовку для достижения высоких результатов на международных соревнованиях.
Обратная сторона медали заключается в том, что подготовка к спортивному программированию является узкоспециализированной даже для информационных технологий. Это означает, что успехи в этой узкой сфере не могут однозначно говорить о благополучии в системе общего образования даже физико-математического направления.
Читайте также: Доцент Астраханского государственного технического университета: ЕГЭ сделал программистов «виртуальными людьми»
Показательным примером деградации общего физико-математического образования в результате целенаправленных «оптимизаций» образовательной системы является разделение ЕГЭ по математике на базовый и продвинутый уровень в 2015 году. Для «непрофильников» снизили выпускную планку, и теперь они в 11 классе сдают программу по математике за 5-6 класс.
Читайте также: Сохраним математику, единую и неделимую! Читайте также: Лобовая атака на математику