Анализ ДНК лошадей не выявил их первопредка, но нашел несколько новых видов

Изображение: Ольга Шматова © ИА Красная Весна
Лошадь с Жеребенком

Новое обширное исследование коллекции ДНК лошадей за 42 000 лет выявило две новые линии лошадей, живших в XX веке до нашей эры, заявил ученый из Французского национального центра научных исследований (CNRS) Людовик Орландо, сообщает 2 мая журнал Science.

Людовик Орландо совместно с археологами, генетиками и эволюционными биологами из разных стран проанализировали ДНК 278 лошадей, обнаруженных археологами в разных частях Евразии.

Только две основные генеалогические линии — лошадь Пржевальского (Equus ferus przewalskii) и одомашненная лошадь (Equus ferus caballus) считались раньше потомками дикой лошади.

Однако исследование вывело еще несколько линий. Один из вымерших видов жил на Пиренейском полуострове, а другой — в Сибири. По словам Орландо, оба вида жили сорок веков назад.

«Масштаб выборки делает эти данные важным и надежным наследием», — заявил Дэниел Брэдли, эволюционный генетик из Тринити-колледжа в Дублине, не участвующий в исследовании.

Первым делом ученые изучили Казахстан, где обитатели степей — представители ботайской культуры — одни из первых приручили лошадь. Однако исследование ДНК показало, что это не совсем так, поскольку лошади ботайцев находились на другой ветви генеалогического древа, в отличие от современных лошадей.

Затем исследователи обратились к полевым археологам, генетикам и кураторам музея и получили обширные данные ДНК от 278 древних лошадей и их родственников со всей Евразии. Они сравнили эти геномы с геномами 30 современных лошадей и реконструировали 5000 лет «лошадиной истории».

Ученые поставили задачу найти образцы ДНК, максимально похожие на ДНК современных лошадей, что позволило бы выявить их предков. Однако подобных образцов не нашлось.

Такое развитие событий ничуть не удивило Грегера Ларсона, эволюционного генетика из Оксфордского университета. «Одомашнивание является комплексным (процессом — прим. ИА Красная Весна), и единственный способ даже начать понимать его — это всесторонняя оценка большого количества образцов… из широкого спектра контекстов и культур», — заявил он.

Также британский генетик отметил, что должны быть еще не обнаруженные культуры, у которых были одомашнены предки современных лошадей.

Масштабное исследование профессора Орландо не обнаружило предка одомашненной лошади, но зато выявило существование двух новых линий лошадей — древнего коня, жившего на территории Португалии и Испании в XX веке до нашей эры, а также современного ему коня из Сибири.

Обе линии исчезли, не передав современным лошадям свою ДНК. По словам Орландо, результаты исследования могут подкрепить теорию о том, что домашняя лошадь впервые возникла на Пиренейском полуострове.

Ученые также обнаружили изменения в генетическом материале лошадей, живущих в Европе и Центральной Азии в период между седьмым и девятым веками нашей эры. Ученый считает, что это связано с исламской экспансией и распространением арабских скакунов. Это привело к тому, что Y-хромосома аравийских скакунов сегодня присутствует у всех современных коней.

Данные также показывают, что селекционное размножение значительно усилилось около 200 лет назад — как с положительными, так и с отрицательными последствиями.

Генетическое разнообразие у лошадей резко сократилось, что позволяет накапливать больше потенциально вредных мутаций и приводить к более высокому риску генетических заболеваний.

Но зато селекция вывела более быстрых, сильных и выносливых лошадей. Исследование «действительно иллюстрирует, что лошади около 1000 лет назад и лошади теперь являются двумя разными существами», отмечает профессор Орландо.

По словам Сандры Олсен, зооархеолога из Университета Канзаса в Лоуренсе, анализ ДНК лошадей «значительно восполняет пробелы в наших знаниях и замечательно расширяет справочную информацию».

Также она полагает, что таким образом можно найти и другие неизвестные ранее виды. Зооархеолог считает, что, скорей всего, предок одомашненной лошади происходит из западной России, Украины или Венгрии: «Я уверена, что они его найдут».

Напомним, 1 мая журнал Nature опубликовал данные анализа ДНК найденной в Тибете челюсти. Результат подтвердил, что генетический материал соответствует ДНК денисовского человека — Homo altaiensis, ранее обнаруженного на Алтае.