logo
Новость
/ Москва

Депутат предложила Госдуме усилить экономическое планирование в России

Иванов В. Плакат «Пятилетку в четыре года». 1948Иванов В. Плакат «Пятилетку в четыре года». 1948

Дополнить систему стратегического планирования в России обязанностью регионов прогнозировать потребность в трудовых мигрантах предлагается во внесенном в Госдуму РФ законопроекте, 27 ноября сообщается на сайте Госдумы РФ.

Законопроект, предлагающий внести изменения в Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», был внесен депутатом Думы Ириной Яровой.

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что в связи с введением патентной системы привлечения к работе иностранных граждан у глав российских регионов возникло полномочие делать предложения по приостановке выдачи патентов на территории субъекта РФ. Причем такие предложения должны основываться на потребности региона в притоке трудовых мигрантов. Такая потребность, в свою очередь, должна устанавливаться прогнозом социально-экономического развития регионов России на соответствующий период.

Автор законопроекта отмечает, что на практике данные о потребностях регионов в трудовых мигрантах зачастую не включаются региональной властью в прогнозы социально-экономического развития, что «не обеспечивает общественный контроль и публичные приоритеты».

Исходя из этого, в законопроекте предлагается внести изменения в закон о стратегическом планировании, дополнив прогноз социально-экономического развития российских регионов на долгосрочный период новым разделом — «Баланс трудовых ресурсов, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности и их количество».

Напомним, что 1 октября 2012 года правительство РФ внесло в Государственную думу РФ законопроект № 143912-6 «О стратегическом планировании», который был окончательно принят 28 июня 2014 года.

Соответствующий федеральный закон должен объединить все отраслевые и региональные стратегии в единый механизм, став полноценным инструментом наиболее эффективного использования национальных ресурсов России.

Комментарий редакции

Радикальный отход российских властей в 90-е годы от экономического планирования как от заведомо неэффективного инструмента управления спустя несколько десятилетий фактически подвергся ревизии. Это неудивительно, поскольку именно гибкое и разумное планирование вывело Китай в мировые экономические лидеры.

Общеизвестно и то, что лишь централизованное государственное планирование (т. е. административно-командное управление) дало возможность Южной Корее и Тайланду за шесть пятилетних планов модернизировать свою экономику и инфраструктуру. Во Франции после Второй мировой войны было реализовано девять пятилетних планов, возродивших ее экономику. Португалия провела индустриализацию страны за три шестилетних и один четырехлетний план. Лишь благодаря государственному управлению и защите от негативных проявлений рыночной стихии в 80-е годы ХХ века сумела развиться британская и французская электронная промышленность. Также в Японии государственные органы долгое время направляли средства и всячески (организационно, кадрово, юридически, информационно и т. д.) поддерживали корпорации, реализующие общенациональные проекты. В США военные контракты и технологические инициативы Министерства обороны сыграли решающую роль на начальной стадии информационно-технологической революции 1940–1960 годов.