Ученый: я думал, что мы не нарушаем правил, продавая данные Facebook
Психолог из Кембриджского университета Александр Коган не видел нарушения договоренностей с Facebook в продаже данных пользователей компании Cambridge Analytica (CA). Об этом он заявил 22 апреля в интервью американскому телеканалу CBS.
Ученый рассказал, что продавая компании Cambridge Analytica данные десятков миллионов пользователей Facebook, собранных ранее его программой в исследовательских целях, он не думал, что нарушает договоренности с Facebook. «Если бы я знал, что наши действия разрушат отношения с Facebook, я бы никогда этого не делал», — добавил он. Исследователь сообщил, что предполагал использование данных для работы на стороне республиканской партии в ходе выборной гонки в США в 2016 г.
Александр Коган обратил внимание на то, что сбор информации о «друзьях друзей» без того, чтобы эти пользователи давали разрешение на загрузку персональных данных с личных страниц, был штатной функцией Facebook. При установке программы Когана пользователи давали согласие на распространение, передачу другим лицам, а также на продажу данных. Программа собирала данные не только у друзей ученого, согласившихся участвовать в исследовании, но и у их друзей, поскольку эти пользователи также давали согласие на доступ со стороны приложения Facebook. Позже оказалось, что исследователь невнимательно прочитал соглашение с разработчиками, в котором Facebook запрещает передавать или продавать собранные данные. Аккаунт Когана был удален.
Ответственный за защиту данных в Facebook Сэнди Паракилас неоднократно предупреждал руководство об опасности, исходящей от использованной Коганом и многими другими функции. Однако отключили ее лишь после первого крупного инцидента.
Напомним, Александр Коган разработал программу-опрос для Facebook и методику оценки его результатов. Собранные данные оказались достаточно релевантны, чтобы составлять психологические портреты по профилю пользователей. Исследователь утверждает, что может составить психологические портреты на все взрослое население США, пользующееся Facebook. Исследования велись с 2013 по 2015 год.
В 2015 году Коган зарегистрировал фирму для продажи данных о 87 миллионах пользователей компании Cambridge Analytica. У компании есть и свой исследователь — психолог Михаил Косинский. В 2008 году, будучи студентом Кембриджа, Косинский составивил программу-опросник для Facebook. С 2008 по 2012 он дорабатывал методику, позволяющую по достаточному количеству «лайков» (оценка пользователем документа социальной сети: заметки, картинки, видео и т.д. — прим. ИА Красная Весна) и «репостов» (копирование чужого документа себе на страницу или в группу с автоматическим указанием первоисточника — прим. ИА Красная Весна) автоматически оценить национальность, родной город, пол, цвет кожи, возраст и другую информацию пользователя. С 2012 года Косински работает в Cambridge Analytica.
Частная политконсалтинговая компания Cambridge Analytica использовала эти наработки для работы на выборных кампаниях по всему миру, в том числе в США. Основными обвинениями в адрес компании является участие в президентской выборной кампании в США в 2016 году на стороне Дональда Трампа, а также влияние на решение граждан по Brexit в Великобритании. Отстраненный на время расследования гендиректор Cambridge Analytica Александр Никс утверждал, что компания не использовала информацию, полученную от Когана для выборных кампаний.
Представители выборного штаба Дональда Трампа также утверждали, что не использовали методы Cambridge Analytica в президентской гонке.
Согласно тем небольшим данным, что просачивались в СМИ, в предвыборной гонке в США использовалось таргетирование материалов о кандидате в зависимости от типажа пользователя. В частности, приводился поясняющий пример: если типаж пользователя с достаточной вероятностью оценен как реднек (сельский житель США, зачастую любитель оружия, ярый патриот, зачастую не любящий мигрантов — прим. ИА Красная Весна), то в качестве рекламы человеку необходимо предлагать материалы по выступлениям Трампа, где он обещает «вернуть Америке былое величие» и выгнать из страны нелегальных мигрантов.
О том, что профили пользователей социальных сетей — это картотека, которую сами пользователи собирают для различных структур, говорили многие обычные пользователи. Появление у социальных сетей интерфейсов для сторонних программ значительно увеличила масштаб сбора информации.
Cambridge Analytica провела множество кампаний, в том числе в США. Сложно представить, что об использовании упомянутых исследований и методов практического применения не знали ни в Facebook, ни в соответствующих службах США. Коган активно писал о результатах исследований по меньшей мере с 2015 года. Компания рекламировала эффективность своих методов с 2015 года, а Косинский с 2012 года.
Следующий любопытный момент — это пресловутый «русский след». Александр Коган родился в СССР в Молдавской ССР, т.е. для внешнего наблюдателя он русский. К тому же Коган вел научную деятельность в Санкт-Петербургском Государственном Университете (СПбГУ) в 2015-2017 годах и получал на свою деятельность грант. Таким образом, дело привязывают к «влиянию русских на победу Трампа».