Кургинян рассказал, какую Турцию создавал Ататюрк

Джордж Оуэн Уайн Апперлей. Стамбул. 1930
Джордж Оуэн Уайн Апперлей. Стамбул. 1930

Кемаль Ататюрк преобразовал Турцию в национальное государство, соединяющее в себе ислам и развитие, заявил философ, политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 3 ноября в эфире передачи «Разговор с мудрецом» на радио «Звезда».

Кургинян напомнил, что Ататюрк спас Турцию от полного разгрома в момент, когда она оказалась на стороне проигравших в Первой мировой войне.

«Кемаль… спас анатолийскую Турцию и заявил, что она будет турецким национальным государством, в котором любой исламизм в его радикальном виде будет врагом и которое будет стремиться двигаться, сохраняя исламскую специфику в векторе просвещения, становясь в этом смысле членом семьи „разумно“ европейских, консервативно-европейских народов», — напомнил политолог.

При этом такая Турция не стремилась к возрождению империи, расширению территории. Целью было поставлено построение светского государства, уважительно относящегося к исламской религии и готового строить отношения с исламом, совместимым с таким государством.

«Этот ислам называется национальным в том смысле, что он готов сосуществовать со светским населением своей нации и совместно развивать национальное, модернизационное, то есть развивающееся, государство», — объяснил эксперт.

СССР, начиная с Ленина, поддержавшего тогда кемалистскую Турцию, строил отношения с Анкарой, напомнил Кургинян. Потом Турция вступила в НАТО, что стало одной из предпосылок для Карибского кризиса, однако «это отдельная страница нашей истории».

Важнее то, что такая Турция Ататюрка и его последователей (в первую очередь военных) боролась с исламизмом и уважительно относилась к национальному исламу, проводя «курс на государство, находящееся в своих границах и двигающееся путем промышленного, экономического, культурного и прочего — светского — развития с исламской спецификой», подчеркнул эксперт.

«Вот это государство нас устраивало вне зависимости даже от того, входило оно в НАТО или нет», — убежден политолог.

Читайте также: Кургинян: исламизм — не ислам, и отнестись к нему нужно должным образом