Bloomberg: строительство канала «Стамбул» — вопрос престижа Эрдогана

Сможет ли новый амбициозный проект Эрдогана стать фактором будущей политики Турции? Таким вопросом задается 21 января обозреватель Bloomberg.

Реджеп Эрдоган впервые заявил о проекте канала "Стамбул" в апреле 2011 года. Согласно замыслу, канал был призван разгрузить Босфор, пропускающий ежегодно десятки тысяч судов. Строительство канала планируется завершить к столетнему юбилею Турецкой республики в 2023 году.

Турецкий электорат в целом положительно относится к масштабным инфраструктурным проектам, которые регулярно заявляли и воплощали в жизнь сменявшие друг друга в период президентства Эрдогана правительства. К таким проектам относятся, например, огромный современный аэропорт в Стамбуле или знаменитый метротоннель «Мармарай», проходящий по дну Босфора.

Следуя традиции, берущей начало еще в 50-х годах прошлого века (Сулейман Демирель, вошедший в историю как «король плотин», фактически создал гидроэнергетическую инфраструктуру Турции), турки видят в этих проектах вопрос престижа страны в глазах мирового сообщества.

Однако на этот раз они с подозрением отнеслись к новым планам Анкары: новый канал может оказать разрушительное влияние на экологию региона, а также создать значительные и необратимые проблемы с водоснабжением Стамбула.

Главный противник строительства канала — мэр Стамбула Экрем Имамоглу. Он же является наиболее вероятным соперником Эрдогана на будущий президентский срок.

За рубежом планы строительства канала вызывают еще больше негативных оценок: в его контексте становится неясным будущее Конвенции Монтрё 1936 года, которая устанавливает международный режим для турецких проливов Босфор и Дарданеллы.

Министр транспорта Турции Кахит Турхан заявил, что канал принесет стране доходы от прохождения судов в размере 1 млрд долларов ежегодно, причем эта сумма, по прогнозам министерства к 2050 году вырастет в пять раз. Но эти планы вызывают один большой вопрос: если, согласно конвенции, Босфорский пролив остается свободным для прохождения судов, то кто будет пользоваться новым каналом в случае взимания пошлин на его прохождение?

По всей вероятности, Турция планирует взимать пошлину также и на прохождение старого водного пути, а это потребует внесения поправок в Конвенцию. Внесение поправок, в свою очередь, потребует согласия у 9 других стран-участниц подписания конвенции. Это Россия, Болгария, Румыния, США, Великобритания, Австралия, Греция, Япония и Югославия, которой ныне не существует.

Попытка внесения изменений в Конвенцию Монтрё и начало крупномасштабных переговоров по этой проблеме могут спровоцировать и инициативы, затрагивающие военные положения Конвенции.

Напомним, согласно Конвенции Монтрё 1936 года, авианосцы не входят в число кораблей, имеющих право на проход проливов. Однако в том случае, если Турция считает себя находящейся под прямой военной угрозой, она врправе регулировать проход кораблей по своему усмотрению.