ЕАЭС теряет свыше $100 млрд в год — Глазьев

Потери во внешнеторговых операциях Евразийского экономического союза (ЕАЭС) возникли вследствие крупномасштабной утечки капитала, заявил член коллегии по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев 23 апреля.
По словам Глазьева, государства-члены ЕАЭС экспортируют в основном сырьевые товары, поэтому вынуждены оплачивать интеллектуальную ренту, заложенную в импортных высоко-технологических товарах, тем самым финансируя научно-технический прогресс других стран.
Член коллегии уточнил, ЕАЭС теряет более $100 млрд (8,15 трлн руб.) в год при таком неэквивалентном внешнеэкономическом обмене. В 2022 году потери только Российской Федерации составили $240 млрд (19,5 трлн руб.).
«Эти средства могли бы использоваться для инвестиций в развитие экономики», — резюмировал Глазьев.
История вопроса
Впервые об интеграционных процессах на постсоветском пространстве заговорил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 29 марта 1994 года в своей речи в МГУ. Речь шла о создании единого экономического пространства и совместной оборонной политики.
Спустя 20 лет, 29 мая 2014 года, в Астане был подписан договор о создании Евразийского экономического союза, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. В 2017 году наблюдателем в союзе стала Молдавия. В настоящее время в Узбекистане также обсуждается вопрос о получении статуса страны-наблюдателя.
Зачастую, главы стран ЕАЭС подчеркивают приоритет национальных интересов в вопросе принятия тех или иных решений в союзе. Вместе с тем создание союзного объединения требует передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональному органу.
Этот процесс проходит медленно и болезненно для постсоветских республик. Так, вопрос о создании единой валюты и единого финансового регулятора вызвал оживленные споры даже в Казахстане, который является инициатором создания ЕАЭС.
Вместе с тем, пример ЕС говорит о том, что национальные интересы государств могут сохраняться и при частичном отказе от некоторых функций национальных правительств. Кроме того, за евразийским интеграционным проектом есть одно существенное преимущество перед ЕС — это наличие общего языка межнационального общения, общая история в рамках СССР на протяжении 73 лет и неконфликтное дружественное взаимодействие на протяжении столетий.