Ученые обнаружили способность пчел обучаться друг у друга пчелиным «танцам»

Изображение: (сс0)
Пчелы
Пчелы

«Танец», с помощью которого пчелы сигнализируют друг другу об источниках пищи, представляет собой сложную форму социального обучения и являет пример одной из самых сложных разновидностей нечеловеческой пространственной коммуникации, заявили американские ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего, 10 марта сообщает La Jornada.

Вывод исследования, опубликованного в журнале Science ученым Джеймсом Нье из Калифорнийского университета в Сан-Диего, заключается в том, что социальное обучение имеет важное значение для медоносных пчел.

Передача общих знаний от одного поколения к другому является отличительной чертой культуры и позволяет животным быстро адаптироваться к меняющейся среде. Ранее социальное обучение уже было задокументировано у насекомых. В новом исследовании было обнаружено, что пчелиный танец, или танец, который сигнализирует о местонахождении важнейших ресурсов своим товарищам по гнезду с помощью сложной серии движений, усиливается за счет обучения.

Исследование демонстрирует важность раннего изучения социальных сигналов в одном из самых сложных известных примеров нечеловеческой референтной пространственной коммуникации.

«Мы начинаем понимать, что животные, как и мы, могут передавать информацию, важную для их выживания, через сообщества и семьи. Наше новое исследование показывает, что теперь мы можем расширить это социальное обучение, включив в него насекомых», — сказал Нье.

Социальные насекомые с высокоорганизованной структурой сообщества медоносные пчелы помогают обеспечить выживание своих колоний, сообщая друг другу о местонахождении источников пищи посредством танца, в котором пчелы кружатся в форме восьмерки, покачивая своими телами во время движения.

Танцевальные движения, выполняемые с головокружительной скоростью (каждая пчела перемещает тело менее чем за секунду), преобразуют визуальную информацию об окружающей среде улья и местоположении солнца в расстояние, направление и даже качество ресурсов для своих собратьев-пчел. Точная передача этой информации является выдающимся достижением.

Нье и его коллеги Шихао Донг, Тао Линь и Кен Тан из Китайской академии наук провели эксперименты, чтобы проверить детали общения посредством танца. Они создали колонии для изучения процесса передачи информации между пчелами-собирателями и их более молодыми, менее опытными товарищами по гнезду.

Исследователи создали колонии, в которых пчелы никогда не могли наблюдать за танцорами или следовать за ними, пока они не станцевали в первый раз. Эти колонии были составлены из молодых пчел одного возраста. Пчелы начинают танцевать, когда достигают нужного возраста, и всегда следуют за опытными танцорами, прежде чем попытаются танцевать самим в первый раз. В этих экспериментальных колониях пчелы никогда не могли учиться у более опытных танцоров.

«Пчелы, у которых не было возможности следовать за танцорами перед тем, как танцевать в первый раз, производили значительно более беспорядочные танцы, с большими ошибками расхождения в угле покачивания и неправильно закодированным расстоянием», — отмечают исследователи в своей статье.

Напротив, пчелы, которые внимательно следили за другими танцами в контрольных колониях, не страдали от этих проблем. Как и люди, для которых раннее знакомство с языковым развитием имеет важное значение, пчелы приобрели социальные сигналы, которые были закодированы и оставались с ними на всю жизнь (около 38 дней).

Те, кто не выучил правильный танец рано, смогли улучшить его, наблюдая за другими танцорами и тренируясь, но они никогда не могли правильно закодировать расстояние.

Получив новые результаты, Нье и его коллеги теперь хотят понять роль окружающей среды в формировании пчелиного языка. В будущем они хотели бы выяснить, смогут ли более старые и опытные пчелы в колонии, зная распределение источников пищи в своей среде, передать оптимизированный диалект следующему поколению.