Исполнение Ржевского памятника вызывает вопрос — архитектор

Александр Дейнека. Солдат в плащ-палатке. 1942
Александр Дейнека. Солдат в плащ-палатке. 1942
Александр Дейнека. Солдат в плащ-палатке. 1942

Памятник Советскому солдату подо Ржевом «рассыпается» на две части, в нем нет цельности, заявила архитектор Алена Цишевская в интервью, опубликованном 6 июля на ИА Красная Весна.

Цишевская обратила внимание, что памятник визуально делится на две части — антропоморфный верх и прилепленную к нему абстрактную нижнюю часть. Эти обе части не создают единого цельного образа, создается впечатление, что половины памятника созданы разным почерком. Идея превращения антропоморфной формы в птиц ясна, но в этом случае воплощение идеи вызывает большой вопрос.

Также архитектор выразила сомнение в актуальности такого типа памятника. Архитектор напомнила, что подобные антропоморфные памятники создавали с самого начала Победы над фашизмом в 1945 году, над которыми работали разные авторы, как например, «совершенно потрясающий скульптор Эрнст Неизвестный».

«Вот он творил реально крутые вещи. Этот памятник, который сейчас построили, хуже, чем работы Эрнста Неизвестного. Он менее актуален по пластике, по художественной выразительности тоже сомнительный. Вот поэтому я, в общем, не в восторге от этого проекта и считаю, что надо работать какими-то другими приемами», — сказал Цишевская.

Читайте также: В «Советском солдате» нет цельности и рукотворности — интервью

Напомним, церемония открытия Ржевского мемориал, в которой приняли участие президент РФ Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко, состоялась 30 июня 2020 года. После церемонии Путин на фоне памятника обратился к гражданам страны с призывом принять участие в голосовании по поправкам к Конституции.

Созданный образ солдата моментально стал объектом сарказма, иронии и едких ассоциаций со стороны либеральной оппозиционной интеллигенции, что, в свою очередь, вызвало яростную критику со стороны патриотической части интеллигенции.

Комментарий редакции

При всей общественной, культурной и исторической значимости, созданный образ действительно вызывает вопрос. Причина этого, возможно, лежит в первоначальной идее. Так, автор в многочисленных интервью многократно описал идею через образ «распада». То есть вместо жизнеутверждения, победы над смертью, небытием, тленом, памятник транслирует нечто обратное. Если довести до логичного конца мысль автора, то созданная им скульптура рассказывает о распаде Советского солдата. Такой месседж и порождает кощунственные ассоциации с депрессивными зловещими духами из книги о Гарри Поттере.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER