Культура СССР была совместима с достойным человеческим бытием — Кургинян
Жизнь советских людей была совместима с достойным человеческим бытием, в отличие от постсоветской России, заявил философ, политолог, театральный режиссер, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 27 декабря в авторской программе «Предназначение».
Кургинян рассмотрел популярность сериала «Слово Пацана. Кровь на асфальте» как феномен, которого жаждет культура, сложившаяся на постсоветском пространстве. Культура эта очень тяготеет к криминалу, и дело не в том, что какие-то подростки по подворотням поют «воровские» песни.
Когда одной из основных радиостанций является «Шансон» или «Лесоповал», где откровенно романтизируют криминальную жизнь, происходит открытая легитимизация такого бытия. Представить подобное в Советском Союзе было невозможно.
Кургинян указывает на то, что в СССР существовало много проблем, и он небездумно ностальгирует по прошлым временам. Он выступал против чиновников, которые имели свойство, отписанное Владимиром Лениным — «комчванство» (коммунистическое чванство).
Но были в эпохе те черты и принципы, из-за которых можно было простить чванство «неумных» чиновников. Среди них и отсутствие воровства в госаппарате даже среди самых недалеких людей; и отсутствие «травли» в школах даже за то, что кто-то любит читать хорошую литературу; и недопустимость употребления алкоголя и наркотиков среди молодежи. Даже курение на территории школ строго пресекалось; и огромные очереди в кинотеатры на фильмы режиссеров Федерико Феллини и Микеланджело Антониони.
Также невозможно было отрицать серьезный научно-технический прогресс и военное превосходство. Советские солдаты провели лучшую и гуманную работу в Афганистане.
«Я могу дальше перечислять какие-то черты этого советского общества, которые — если посмотреть на то, что происходит сегодня, — носили характер, совместимый с достойным человеческим бытием», — заявил политолог.
Если бы в Советском Союзе удалось освободить из-под пресса глупых чиновников многие вещи и добавить их к этому бытию, то страна могла и не развалиться. На постсоветском пространстве не установилась бы маргинализация и криминализация жизни всего общества.