Небольшой сдвиг в риторике США означает новый подход к Ирану — Reuters
Едва заметный сдвиг интонации в официальных заявлениях США свидетельствует о том, что Вашингтон считает возрождение иранской ядерной лучшим, чем другие альтернативы, несмотря на успехи в ядерной программе Ирана, 25 мая сообщает Reuters со ссылкой на дипломатические и другие источники.
В течение нескольких месяцев администрация Байдена утверждала, что скоро наступит момент, когда преимущества сделки — ее способность ограничить продвижение Ирана к ядерной бомбе — будут перевешиваться прогрессом иранской атомной программы.
В соответствии с соглашением, названным Совместным всеобъемлющим планом действий (СВПД) заключенным Ираном и шестью крупными державами, Тегеран ограничил свою ядерную программу, чтобы затруднить получение бомбы в обмен на освобождение от экономических санкций.
Тогдашний президент США Дональд Трамп отказался от соглашения в 2018 году и вновь ввел жесткие санкции США, побудив Иран начать нарушать ядерные ограничения годом позже. Президент США Джо Байден попытался возродить пакт путем непрямых переговоров в Вене, но пока безуспешно.
28 февраля, за две недели до начала переговоров, представитель Госдепартамента Нед Прайс сказал: «Нам понадобится дополнительная ясность в ближайшие дни, учитывая, что мы находимся на этом решающем этапе… момент, зная, что ядерные достижения Тегерана скоро сделают преимущества нераспространения, которые обеспечивал СВДП, по существу бессмысленными».
Тем не менее, Прайс и другие официальные лица США с тех пор уделяют меньше внимания времени и больше внимания восстановлению сделки, если это отвечает интересам национальной безопасности США.
«Мы собираемся проверить предложение о взаимном возвращении к соблюдению СВПД до тех пор, пока это остается в наших интересах», — сказал Прайс 26 апреля. — «До тех пор, пока выгоды от нераспространения, которые приносит взаимное возвращение к соблюдению СВПД, лучше, чем то, что мы имеем сейчас, это, вероятно, будет результатом, который отвечает нашим интересам».
Фраза о возобновлении сделки, только если она отвечала национальным интересам США, использовалась ранее, в том числе 4 января, но ее новый акцент и снижение стресса от сокращения времени — это сдвиг.
Это изменение подхода, сказал один источник, знакомый с этим вопросом. «То, что он в основном говорит, заключается в том, что речь идет не о том, предоставляет ли он нам преимущества, равные предыдущему опыту СВПД. Это просто говорит о том, что это лучше, чем сегодня. А „лучше, чем сегодня" — более свободный стандарт», — отметил он.
Деннис Росс, бывший американский дипломат, который в течение двух лет занимался иранской политикой в Белом доме Обамы, согласился с ним. «Теперь формулировка звучит так: „это все еще в интересах нашей национальной безопасности“, учитывая альтернативы», — сказал Росс.
«Это соглашение, в котором время прорыва не будет таким, каким оно было когда-то, из-за достижений в программе, но это все равно лучше, чем альтернативы, доступные нам», — сказал он.