Тбилисский театр: «На борьбу с нами Госдеп США выделил 17 млн долларов!»

Изображение: Дорофеев Ф.А. © ИА Красная Весна
Перед спектаклем.В белой рубашке — Николай Свентицкий
Перед спектаклем.В белой рубашке — Николай Свентицкий

В одиннадцатый день IX театрального фестиваля им. М. Горького в Нижнем Новгороде 24 октября на сцене драматического театра был показан спектакль по повести Льва Толстого «Холстомер. История лошади», поставленный Тбилисским государственным академическим русским драматическим театром им. А. С. Грибоедова, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

На состоявшейся перед спектаклем пресс-конференции выступили министр культуры Нижегородской области Надежда Преподобная, директор Тбилисского театра Николай Свентицкий, представитель Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Наталья Афанасьева и актер театра Аполлон Кублашвили.

После приветственных слов и выступления Натальи Афанасьевой слово было предоставлено тбилисцам.

Наталья Афанасьева: Я с удовольствием представляю вам наших первых партнеров — Николай Николаевич Свентицкий — инициатор создания зарубежного направления программы «Большие гастроли», председатель ассоциации русских театров зарубежья, директор Тбилисского русского театра.

Николай Свентицкий: Это замечательная программа. Я добивался этой программы на разных площадках и на разных уровнях 25 лет. Сейчас она действует.

Кроме этой программы в плане поддержки, можно сказать, у нас ничего нет. А ведь мы несем русский язык и русскую культуру ежедневно в мир! Бесплатно! Наша ассоциация — удивительная группа людей, но это группа маленькая.

И нас теперь поддерживает другая маленькая группа. Наконец-то появилась организация, которая находится в России, но работает как швейцарские часы. Занимает всего пол-этажа в Москве. А координирует 265 театров! Это невозможно. Но это работает. Это просто координация великого переселения народов! Даже один театр отправить на гастроли — сложная задача. А тут столько!

У нас очень старый театр, основанный 174 года назад наместником Кавказа графом М. С. Воронцовым, человеком большого государственного ума. Наш театр — первый профессиональный театр на Кавказе и старейший русский театр за пределами России.

На рубеже XIX–XX вв. на сцене театра играли Мария Савина, Полина Стрепетова, Александра Яблочкина, Вера Комиссаржевская, Александр Сумбаташвили-Южин, ставили спектакли Всеволод Мейерхольд и Котэ Марджанишвили.

Заметный след в истории Грибоедовского театра оставили Георгий Товстоногов, Роберт Стуруа, Павел Луспекаев, Петр Фоменко, Арчил Гомиашвили, Михаил Туманишвили, Гига Лордкипанидзе, Верико Анджапаридзе.

В настоящее время в труппе 36 артистов. В репертуаре театра — 35 спектаклей. Это и мировая классика, и постановки для детей. Репертуарная политика театра направлена на популяризацию классической русской драматургии — в театре объявлены «Сезоны русской классики».

17 млн долларов выделил Госдепартамент США на борьбу со мной! Сколько выделила Россия на нашу поддержку? А ведь мы считаемся мягкой силой! Мы несем в Грузию Толстого и Достоевского, Пушкина и русский язык. Да что там в Грузию! Мы единственный театр, который сейчас играет на Украине на русском языке! И побеждаем в конкурсах! Во Львове играем!

Вечером зал Нижегородского драматического театра был полон.

Для воплощения классического произведения режиссер-постановщик Автандил Варсимашвили, не опасаясь сравнений с легендарными предшественниками, нашел новые смыслы, подобрал новую стилистику и создал самостоятельный спектакль, современное действо — яркое, зрелищное и при этом — трагическое и пронзительное.

В спектакле театра Грибоедова используется неожиданный ход: Холстомер представлен в трех возрастных проявлениях. Но главным героем остается один — старый пегий мерин, перед которым, на пороге гибели, проходит вся его жизнь, полная страданий. Пройдя мучительный жизненный путь, Холстомер остается образцом терпения, великодушия и смирения.

История жизни пегого коня рассказана юным, молодым и зрелым Холстомером грациозно, динамично и трогательно. Режиссер спектакля находит массу неожиданных ходов. Например, прыжки молодого Холстомера по сцене достойны балетного мастера. Ряд удивительных находок решен благодаря вращающейся круглой сцене, а все действо сопровождает гармонично подобранная музыка. При этом в спектакле задействована большая труппа, что не характерно для современных российских «малонаселенных» спектаклей.

Очень красиво решена лирическая тема, гнетущая сцена обольщения возлюбленной Холстомера, щемящая сцена смерти героя. Зрительницы выходили из зала со слезами на глазах. Но перед выходом полный зал 10 минут аплодировал стоя, одарив актеров овациями в унисон.

Напомним, приезд театра на Горьковский фестиваль стал возможен благодаря программе «Большие гастроли».