Архив Псковской области обнародовал показания очевидца о зверствах нацистов
Цифровые копии архивных документов, свидетельствующих о действиях фашистских оккупантов во время Великой Отечественной войны в Псковской области, опубликовала пресс-служба Государственного архива Псковской области 12 августа на официальной странице в соцсети «ВКонтакте».
Подчеркивается, что в изучении истории Великой Отечественной войны еще нельзя ставить точку. До сих пор еще не нанесены на карту места многих массовых захоронений, не установлено количество погибших. Потомки погибших так и не узнали о судьбе своих близких, а виновные во многих преступлениях так и не понесли наказание.
Пресс-служба приводит показания уроженца деревни Селище Струго-Красненского района Михаила Николаевича Быкова, полученные 11 мая 1945 года. Житель поселка Струги Красные свидетельствует о массовых расстрелах и издевательствах оккупантов над жителями поселка.
«4 августа 1941 года в поселке Струги Красные к зданию кузницы было согнано население поселка и близлежащих населенных пунктов, приблизительно человек 500 всех возрастов. Под дулами автоматов их допрашивали: искали членов партии, работников советских учреждений, членов истребительных отрядов. Людей били палками; тех, кто падал, поднимали и били снова. Вечером этого же дня были расстреляны 12 человек», — сообщал Быков.
Среди расстрелянных советских граждан был директор леспромхоза Кудрявцев, учитель Ямщиков, бухгалтер артели «Восход» Румянцев, работник банка Пухов, милиционер Лебедев, служащий райисполкома Кривошеев. По словам Быкова, операцией руководил комендант комендатуры № 311 капитан Шиплер и его подчиненные.
Свидетель также рассказал, что в марте 1942 года в Струги Красные прибыла новая комендатура № 705 во главе с капитаном Доскоциль. Глава комендатуры активно боролся с партизанским движением, при малейшем подозрении на связи с партизанами людей расстреливали.
«Осенью 1942 года было арестовано 4 цыганских семьи, среди них 6 детей, только потому, что они „кочевники, живут в лесу, и обязательно должны помогать партизанам“. Вместе с детьми их держали около 2-х месяцев в тюрьме, а потом все 14 человек были расстреляны и брошены в яму в лесу около конторы „Заготлен“», — показал Быков.
По словам свидетеля, 11 октября 1942 года эстонский отряд задержал жителя поселка Струги Красные Василия Ивановича Сидорова и жителя деревни Яблонец Николая Цветкова. Во время перевозки задержанных в жандармерию, когда подвода ехала по мосту, Сидоров прыгнул в реку. Его расстреляли в воде. Цветкова расстреляли позже.
С января 1943 года руководство Струго-Красненским районом возглавил немецкий майор Гутгоф фельдкомендатуры № 189, который одновременно был командиром отрядов по борьбе с партизанским движением. Быков показал, что в ноябре 1943 года были заживо сожжены в бане жители деревни Букино Антон Салтыков и его сосед.
Кроме того, согласно показаниям свидетеля, в январе 1944 года по дороге Струги Красные — Новоселье было расстреляно 50 мужчин, женщин, и детей, которых гнали в эвакуацию. «Трупы оставались лежать на месте расстрела до весны», — сообщил Быков.
Напомним, 9 августа 2021 года в Псковском областном суде начались слушания по делу о признании установленных и вновь выявленных преступлений нацистов, совершенных в годы Великой Отечественной войны на территории Псковской области, фактом геноцида в отношении народов, проживающих на этой территории. Ранее на территории деревень Моглино и Глоты Псковского района, базы отдыха «Раздолье», лесного массива между улицами Луговой и Пограничной в Пскове были обнаружены массовые захоронения времен Великой Отечественной войны, где погребены мирные граждане и военнопленные (всего 188 человек от детей в возрасте двух месяцев до взрослых). Установлены факты насильственной смерти.
Напомним также, на территории Псковской области оккупанты сформировали карательные батальоны, которые возглавляли неустановленные лица из числа офицерского состава немецкого происхождения. В эти батальоны в качестве исполнителей входили также выходцы из Эстонской ССР. За период временной оккупации Псковской области фашистские оккупанты и их пособники расстреляли более 42,5 тыс. мирных советских граждан, повесили более 700 человек. Свыше 7,6 тыс. человек умерли после истязаний и пыток или были сожжены заживо. Погибли также более 329,4 тыс. советских военнопленных.