Все ради изучения эволюции — ученые воссоздали крылатого динозавра

Изображение: Ballista, wikimedia.org (CC BY-SA 3.0)
Археоптерикс

Роботизированную модель динозавра-каудиптерикса создала группа ученых из Университета Цинхуа в Пекине, заявил руководитель проекта Цзинь-Шан Чжао, 2 мая в статье научного журнала PLOS Computational Biology.

Принято считать, что первым эволюционным этапом полета у птиц было парение. Однако новое исследование ставит под большой вопрос эту версию. Исследователи из Университета Цинхуа считают, что первые летающие животные могли летать, пропустив фазу парения, то есть за счет простых прыжков и одновременных взмахов крыльями.

Современные птицы берут свое начало от динозавров, доказательством чему является живший 150 миллионов лет назад переходный вид Археоптерикс (Archaeopteryx), который является и динозавром, и птицей одновременно.

Исследователи взяли в качестве опытного образца родственника археоптерикса — динозавра каудиптерикса (Caudipteryx), нелетающего, но, за счет прото-крыльев и перьев очень напоминающего птицу. Летать это существо не могло из-за слишком большой массы тушки, но во время бега крылья, возможно, помогали ему делать большие прыжки.

Проанализировав механическое воздействие бега на разные части тела животного, ученые рассчитали, что вынужденные вибрации от ног каудиптерикса (если бы он работал со скоростью от 2,5 до 5,8 м в секунду) могли бы вызвать взмах этих прото-крыльев.

На одних только расчетах исследователи не остановились. Они создали робота в виде каудиптерикса в натуральную величину и заставили его бегать по беговой дорожке. Их расчеты подтвердились — вибрации от ног робота заставили крылья делать взмахи.

Однако ученые не остановились и на этом, и, для полноты эксперимента, установили искуственные крылья на спину молодой особи страуса. В журнале отмечается, что исследование было проведено в полном соответствии с этическими правилами по защите животных и в соответствии с требованиями Комитета по этике Университета Цинхуа.

«Наша работа показывает, что движение хлопающих крыльев с перьями развивалось пассивно и естественно, когда динозавр бегал по земле», — отметил руководитель проекта. «Движение взмахов крыльев могло развиться раньше, чем скольжение», — добавил он.

Ниже приведено видео с научным экспериментом, проведенным на страусе.

На следующем этапе исследователи планируют проанализировать, какая подъемная сила могла развиваться от взмахов крыльев.

Напомним, 2 мая журнал Nature опубликовал данные крупнейшего исследования анализа ДНК лошадей. В результате первопредок домашней лошади не был найден, но были обнаружены несколько неизвестных ранее видов лошадей, живших в XX веке до н.э.