Рисунки художника, изъятые во время войны, вернулись в Польшу
Два рисунка художника Адольфа Козарского, утерянные после Второй мировой войны, были возвращены в Польшу семьей солдата, который когда-то забрал их в качестве сувенира, 8 ноября пишет Artnet News.
Работы были переданы во время церемонии в Нью-Йорке на прошлой неделе и официально приняты в Варшаве.
Рисунки Козарского, входящие в серию изображений небольших польских городов и деревень, были украдены нацистами вместе со многими другими работами из Национального музея Варшавы во время разгрома Варшавского восстания 1944 года. Польское искусство было перевезено в замок Фишхорн в Австрии, полигон СС и форпост концентрационного лагеря Дахау, под присмотром зятя Адольфа Гитлера, генерала СС Германа Фегелейна. В последние дни войны, после того, как нацистский лидер Герман Геринг был захвачен в замке американскими войсками, работы были вывезены контрабандой офицером армии США.
The Monuments Men — это международная рабочая группа офицеров и ученых, ответственных за отслеживание и возвращение украденных произведений искусства и культурных артефактов после Второй мировой войны. В 1945 году лейтенант Фред Хартт из отдела памятников и польский художник Богдан Урбанович приложили все усилия, чтобы зарегистрировать и отследить работы, взятые из замка Фишхорн, а в следующем году они вернули в Польшу 12 карет с работами.
Спустя годы после смерти неназванного военнослужащего США, который забрал рисунки Козарского, его дочь связалась с фондом Monuments Men Foundation, который был основан в 2007 году, чтобы признать наследие организации через книги, выставки и просмотр фильмов с Джорджем Клуни. Фонд помог ей вернуть на родину две пропавшие работы.
«Наш отец гордился своей военной службой в Европе во время Второй мировой войны. Ему было бы очень приятно узнать, что благодаря самоотверженной работе фонда Monuments Men Foundation эти два произведения искусства, которые он привез домой в качестве сувениров, теперь возвращаются их законным владельцам», — говорится в заявлении семьи военнослужащего.
Также представители семьи добавили, что они надеются, что «другие ветераны и члены их семей, у которых есть подобные предметы, свяжутся с Фондом и последуют их примеру».