Пока США и Китай готовятся к войне, Турция идет к самодостаточности. Мнение


Конкуренция между США и Китаем не ограничивается рамками только двусторонних отношений, пишет 7 июля турецкая газета Daily Sabah, ссылаясь на мнение неназванного аналитика из Китая.

В настоящее время мир переживает глубокие изменения, характеризующиеся различными вызовами: климатические проблемы, вооруженные конфликты, самая тяжелая пандемия за последнее столетие, экономическая стагнация в глобальном масштабе, высокая инфляция, продолжающийся конфликт на Украине и эскалация напряженности, которая потенциально может привести к конфликту на Тайване.

Предстоящее десятилетие будет отмечено повышенной неопределенностью и непредсказуемостью. Поскольку конкуренция между США и Китаем выходит на необратимый путь, эта конкуренция не ограничивается рамками только двусторонних отношений.

Все остальные участники стараются проводить взвешенную политику.

ЕС принял концепцию «стратегической автономии». Южная Корея стремится диверсифицировать свои отношения посредством инициативы «Новая южная политика». Индийская «Политика действий на восток» также разделяет аналогичную точку зрения в соответствии с подобным подходом.

Лозунг Эрдогана «Век Турции», использованный на недавних выборах, и акцент на национальной внешней политике после выборов вызывают аналогичные коннотации с концепцией стратегической автономии ЕС.

Однако между стратегической автономией и национальной внешней политикой есть определенные нюансы.

При оценке диверсификации внешней политики Анкары концепция «стратегической автономии» не соответствует действительности. Стратегическую автономию не следует воспринимать как уход и изоляцию от соперничества великих держав.

Кроме того, понятие «автономия» здесь подразумевает, что внешняя политика еще не полностью освободилась от всех внешних зависимостей. Потенциал Турции выходит далеко за рамки этого.

В период, когда формируется многополярный мировой порядок и одновременно набирают обороты усилия по дедолларизации мировой экономики, Турция имеет потенциал стать одним из таких полюсов.

Эпоха оценки мира через привычные парадигмы уже позади. Дифференциации типа Запад-Восток, Глобальный Юг — Глобальный Север или «Дальний Восток» теряют свою актуальность. В такой обстановке, если выражаться футбольными терминами, каждый должен в первую очередь «защищать свои ворота».

Если бы мы перевели происходящие процессы в политический термин, мы могли бы назвать это «самодостаточностью». Те, кто сможет достичь самодостаточности в важнейших технологиях, сельском хозяйстве и промышленности, а также в снабжении продовольствием, также найдут больше пространства для маневра в своей внешней политике.

В новую эпоху наиболее фундаментальным компонентом независимой и национальной внешней политики Турции должно стать обеспечение самодостаточности в критических областях.

«Когда мы смотрим на карту мира, мы не можем позволить себе оставить слепые пятна. Скажем, конкуренция между Китаем и США в основном происходит именно в регионе АСЕАН. Турция должна постепенно увеличивать свое политическое, экономическое и культурное присутствие в регионе АСЕАН. Но, точно так же, как мы не можем видеть весь Запад как однородное целое, нет и единого Востока: тут важно сохранить точку зрения на Восточную Азию и Юго-Восточную Азию с гораздо более сложным подходом, учитывая внутренние разногласия в регионе», — пишет обозреватель.

Перед президентскими выборами в Турции в разделе о внешней политике «Документа общего консенсуса», опубликованного Народным альянсом (Millet İttifakı), АСЕАН и ШОС разделены в том же контексте. Точно так же, как ЕС и НАТО существенно различаются, так же существенно отличаются АСЕАН и ШОС.

Крайне важно иметь более тонкую перспективу, которая может воспринимать эти различия. Кроме того, признание разнообразия в Восточной и Юго-Восточной Азии поможет Турции разработать более эффективные дипломатические стратегии и партнерские отношения.