Эксперт о Брестской унии: прошлое может быть беспощадным и разрушительным

Изображение: Петр Данилов © ИА Красная Весна
Петр Луполо
Петр Луполо
Петр Луполо

О предпосылках и последствиях Брестской унии говорится в докладе «Брестская уния 1596 года: предпосылки и реальное содержание», зачитанном активистом движения «Суть времени» Петром Луполо 11 октября на конференции «Украинство — кем и зачем оно сконструировано», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

«Украинская греко-католическая (униатская) церковь сыграла ключевую роль в формировании так называемого галицийского духа. Носители „галицийского духа“ настаивали и настаивают на том, что именно они — соль украинской земли, в то время как население большей части Украины, зараженное вирусом „москальства“, к истинному украинству никакого отношения не имеет», — сказал Луполо, добавив, что «разумеется, нельзя объяснять нынешний бандеровский антирусский шабаш на Украине воздействием одного лишь этого „галицийского духа“. Но что этот дух стал одним из мощных факторов такого воздействия — несомненно. Таким образом, его исследование имеет не только научное, но и практическое политическое значение».

Исследователь подчеркнул, что «события на Украине показали, что далекое прошлое способно возвращаться в реальность самым беспощадным и разрушительным образом. Осознавая это, мы предлагаем рассматривать предпосылки Брестской унии 1596 года как это самое возвращающееся прошлое».

Луполо отметил, что «Брестская уния 1596 года — попытка запустить крупнейший социокультурный процесс: перекодировать западнорусских православных, оторвать их от русского мира, духовное единство с которым сохранялось, невзирая на многочисленные переходы западнорусских территорий из одного государственного образования в другое».

Униаты столкнулись с проблемой выпадения из религиозно-культурного поля России и отсутствием полноценной интеграции в Запад, считает исследователь. «Но хотя насаждение унии осуществлялось с большим рвением, временами даже с крайней жестокостью, русский „материал“ поддавался переплавке достаточно туго. Большинство принявших унию наравне с православными продолжали ощущать себя и свою веру — русскими. В ХVII и XVIII веках русскими считали униатов и Польша, и папский престол, и местные православные. То есть униаты так и не стали для Запада ни „своими“, ни равными», — говорится в докладе.

Напомним, что 11 октября в Москве начала работу научно-практическая конференция «Украинство — кем и зачем оно сконструировано», организованная движением «Суть времени» и Международным общественным фондом «Экспериментальный творческий центр». На конференции была презентована одноименная коллективная монография, о содержании которой рассказал Сергей Кургинян. «Не Украину мы исследуем, а украинство. Украинство как конструкт — вот наш предмет. Создание этого конструкта, его характеристики, его последовательная трансформация, его внедрение в жизнь, его перспективы, наконец, — вот что находится в зоне нашего исследования, радикально отличающегося в силу этого от нормального исторического или социологического исследования нормальной же Украины», — сказал лидер движения «Суть времени».