Эксперты спрогнозировали появление ESG-стандарта для малого бизнеса в РФ
Стандарт ESG может со временем появиться для российских компаний из сектора малого и среднего предпринимательства. Об этом 6 декабря сообщил ТАСC, ссылаясь на мнения опрошенных экспертов и представителей бизнес-сообщества.
Напомним, принципы ESG — устойчивого развития коммерческой деятельности — впервые были сформулированы бывшим генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном.
Аббревиатуру ESG (англ., Environmental, Social, and Corporate Governance) можно расшифровать как ответственное отношение к окружающей среде, высокая социальная ответственность, высокое качество корпоративного управления. Эти принципы были предложены крупными мировыми компаниям для борьбы с климатическими изменениями, в первую очередь. Тренд на развитие ESG-стандартов наметился в европейских странах в последние 10 лет.
В России по инициативе Сбербанка создан Национальный ESG-альянс. К нему присоединились 28 крупнейших компаний, объем которых составляет более 10% от российского ВВП.
Руководитель экспертного центра ESG-трансформации «Деловой России» Андрей Черногоров сообщил, что малые и средние компании в России пока находятся в стороне от этого тренда: «Инициатором перехода к устойчивому развитию для них могут стать заказчики их товаров и услуг, банки, предлагающие более выгодные условия ESG-компаниям и прочее. Увеличить число средних и малых компаний с высоким ESG-статусом мог бы национальный стандарт ESG для МСП».
Черногоров добавил, что стандарт должен быть таким, чтобы по нему компании могли оценить себя самостоятельно: «ESG-принципы не зависят от размера компании. Быть ESG, соответствовать критериями и разделять эти принципы могут все».
Председатель комитета «Опоры России» по теплоэнергетике Александр Павленко заявил, что появление в России ESG-стандарта для предприятий МСП является вопросом времени.
«Скорее всего, рано или поздно придем к этому. Вероятнее всего, это будет какой-то лайт-стандарт, потому что малый бизнес отличается от крупного бизнеса тем, что он, в принципе, очень разный. Крайне сложно одновременно сравнивать бизнес, который эксплуатирует небольшие котельные с пищевыми предприятиями или с предприятиями, которые выращивают сельскохозяйственную продукцию», — заключил Павленко.
По мнению Павленко, драйвером ESG-повестки являются банки. Впоследствии они будут создавать достаточно жесткие условия для выдачи кредитов, предположил он. «Безусловно, банки будут требовать от крупных компаний соответствовать ESG-требованиям. А в перечне ESG-требований будет выстраивание потребительских цепочек. То есть крупные компании будут вынуждены транслировать аналогичные требования малому и среднему бизнесу», — сказал он.
«Россия глубоко интегрирована в мировую экономическую модель, и внедрение стандарта ESG, постепенно расширяющегося в сторону небольших компаний, прогнозируемо», — поддержал Павленко зам. директора Центра исследований проблем реальной экономики Владимир Дробышевский.
Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов напомнил о необходимости поддерживать предпринимателей, внедряющих ESG: «Полагаю, что на начальном этапе бизнесу по этому направлению необходима реальная поддержка государства, в том числе — финансовая, законодательная и экспертная».
Вице-президент Ассоциации малоформатной торговли Наталия Кошелева не считает необходимым ESG-стандарт для МСП. Она отметила, что «бизнес сам разберется, на что стоит сделать упор в этом направлении».
«О ESG говорят как о целях устойчивого развития (ЦУР). На мой взгляд, ЦУР актуален для современных компаний, которые нацелены работать долговременно и успешно», — добавила Кошелева.
Напомним, 30 ноября президент РФ Владимир Путин заявил, что человек должен находиться в центре показателя ESG.
По словам Путина, ESG является комплексным показателем развития государства в среднесрочной и отдаленной перспективе. «Конечно, в центре внимания подобного развития должен находиться и находится человек», — отметил он, пояснив, что под этим подразумевается и охрана окружающей среды, и развитие здравоохранения.
Он напомнил о планах России по достижению углеродной нейтральности к 2060 году. Достижение этой цели требует продуманных шагов. При этом у страны есть набор инструментов, позволяющих увеличить применение поглощающей возможности леса и других экосистем.