Возвращение Сирии в ЛАГ говорит об ослаблении позиции Катара — Reuters

Изображение: (cc) GooseB
Доха. Катар
Доха. Катар

Приветствие Лигой арабских государств возвращения в свои ряды президента Сирии Башара Асада подчеркивает ослабление позиций Катара, пишет аналитик Эндрю Миллс 18 мая в статье для Reuters.

Ранее в этом месяце Катар неохотно отозвал свое несогласие с инициативой Саудовской Аравии о возвращении в ЛАГ Сирии. Катар ясно дал понять, что выступает против нормализации своих отношений с Дамаском, но сказал, что не будет стоять на пути к арабскому консенсусу.

Тревога в дипломатической миссии сирийской оппозиционной группы в Дохе, которую Катар признает официальным посольством Сирии в государстве, была суровым напоминанием о меняющихся тенденциях.

«Катар не принял это решение, но он не стоял на пути ЛАГ», — сказал агентству Reuters Белал Туркья, временный поверенный в делах миссии.

Аналитики говорят, что изменение позиции Дохи по Сирии является признаком того, что она, возможно, сворачивает свою некогда амбициозную региональную внешнюю политику, чтобы не вызывать гнев своих самых могущественных соседей.

Ожидается, что Асад впервые за 12 лет примет участие в саммите Лиги арабских государств в Джидде в пятницу, 19 мая, что является мощным сигналом к тому, что его региональная изоляция из-за гражданской войны в Сирии заканчивается.

Саудовская Аравия использовала свои рычаги воздействия на членов Лиги арабских государств, чтобы подтолкнуть их к возвращению Сирии в состав организации, сказал Джорджио Кафьеро, генеральный директор Gulf State Analytics.

«Катар не хотел играть какую-либо препятствующую роль, которая могла бы вызвать гнев руководства в Эр-Рияде и других арабских столицах», — сказал он.

Катар неуклонно налаживал отношения с Саудовской Аравией, Египтом, Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном.

Четверка Персидского залива в начале 2021 года договорилась прекратить 3,5-летний бойкот Катара, введенный из-за обвинений в том, что Доха поддерживала терроризм — широкий намек на исламистские движения.

Поддержка Катаром продемократических движений и повстанцев в Сирии и в других местах, таких как Египет и Ливия, после Арабской весны 2011 года привела в ярость его соседей.

Однако Катар, который имеет большие запасы газа, играет огромную роль в мировых делах. Он принимает у себя американские войска, финансирует влиятельную новостную сеть «Аль-Джазира» и выступает посредником в конфликтах. Прошлогодний чемпионат мира по футболу рассматривался как демонстрация мягкой дипломатии.

Но в последние недели Катар мало что мог сказать в мирных переговорах между йеменским движением хуситов и Саудовской Аравией или в стремлении положить конец боевым действиям между соперничающими военными группировками в Судане.

Государство Персидского залива ставит во главу угла хорошие рабочие отношения со своими соседями, особенно Саудовской Аравией, сказал западный дипломат в Дохе, который говорил на условиях анонимности.

«Это заставляет их стремиться избегать вовлечения в региональные конфронтации, и именно поэтому они менее вовлечены в Йемен и Судан, чем в прежние времена», — сказал дипломат.

Катар заявляет, что его внешняя политика «абсолютно независима» и стремится «к достижению консенсуса в (Персидском заливе) и более широком арабском регионе посредством конструктивного диалога, который не ставит под угрозу нашу внешнюю политику», — сказал Reuters катарский чиновник.

«По этой причине Катар решил не блокировать возвращение Сирии в Лигу арабских государств, но не нормализовал отношения с сирийским режимом», — сказал чиновник.