Глава МИД Азербайджана назвал Карабах важной частью переговоров с Лавровым

Важное место в повестке будущей встречи с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым занимает обсуждение мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта и июльского обострения на армяно-азербайджанской границе, заявил глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов, 25 августа передает ТАСС.

Встреча должна состояться 26 августа в Москве. По мнению Байрамова, обострение, начавшееся 12 июля на границе между Тавушской областью Армении и Товузским районом Азербайджана является попыткой Армении «создать новый очаг напряженности в регионе».

По его мнению, Минская группа ОБСЕ должна делать последовательные шаги для продвижения мирного урегулирования в рамках конструктивных и «субстантивных» переговоров.

Касательно июльского обострения Байрамов считает, что нападение имело место со стороны Армении и было заранее подготовлено, так как Армения «сконцентрировала на этом участке, который не входил в зону активных военных действий, значительное количество вооружений и боеприпасов».

Глава МИД Азербайджана отметил, что обострение произошло на участке, рядом с которым расположены «объекты крупной энергетической и транспортной инфраструктуры».

В качестве причины конфликта Байрамов назвал «оккупацию» Арменией территории Азербайджана. Выходом азербайджанский министр видит «немедленный, безоговорочный и полный вывод оккупационных войск из всех оккупированных территорий Азербайджана, как того требуют четыре резолюции Совета Безопасности ООН, не имеющие срока давности и составляющие основу урегулирования конфликта».

По словам Байрамова, Азербайджан рассчитывает на то, что «международное сообщество, в первую очередь страны — сопредседатели Минской группы ОБСЕ, принудят Армению к отказу от политики сохранения статус-кво и началу субстантивных переговоров, рамки которых установлены вышеупомянутыми резолюциями СБ ООН и решениями ОБСЕ, в первую очередь документом Будапештского саммита 1994 года».

На вопрос о необходимости мониторинговой миссии на границе, которая бы отслеживала нарушения режима прекращения огня, Байрамов ответил, что такой механизм уже существует в виде миссии во главе с личным представителем действующего председателя ОБСЕ по конфликту Анжеем Каспшиком.

Глава МИД Азербайджана отметил, что первостепенным вопросом руководство страны считает «устранение самой армянской оккупации», то есть «вывод ВС Армении из всех оккупированных территорий Азербайджана». По его мнению, предметом переговоров должно быть «согласование графика вывода оккупационных сил». Байрамов подчеркнул, что вопрос мониторинга рассматривается только в контексте «вывода войск».

По его мнению, «дальнейшие действия в этом направлении должны быть синхронизированы с освобождением территорий».

Байрамов отметил, что хотя сопредседатели Минской группы ОБСЕ хотят организовать встречу министров иностранных дел Армении и Азербайджана, но пока «преждевременно говорить о датах встречи министров иностранных дел».

«Мы ожидаем от сопредседателей Минской группы ОБСЕ гарантий готовности армянской стороны к ведению субстантивных переговоров по освобождению оккупированных территорий Азербайджана, и устранению других последствий вооруженного конфликта, как это предусмотрено четырьмя резолюциями СБ ООН от 1993 года и решением Будапештского саммита ОБСЕ 1994 года», — заявил Байрамов.

По его оценке, реализация таких договоренностей позволит приступить в дальнейшем к рассмотрению политических вопросов.

Напомним, 12 июля Минобороны Армении заявило о неудачной попытке проникновения на опорный пограничный пункт и последовавшем обстреле со стороны Азербайджана. Азербайджан, в свою очередь, обвинил в начале конфликта Армению.

13 июля посол Азербайджана в РФ Полад Бюльбюль Оглы заявил, что «дело не в том, кто первый начал, кто второй ответил. Это все детали, которые не имеют значения», признав неявно, что конфликт начал Азербайджан.

К 16 июля, окончанию отстрой фазы конфликта, Азербайджан потерял 12 военнослужащих, со стороны Армении погибли 5 военных.

21 августа глава МИД России Сергей Лавров заявил, что «решение армянской стороны реанимировать старый приграничный КПП, расположенный в 15 км от экспортных азербайджанских трубопроводов, вызвало повышенное беспокойство одних, неоправданную ответную реакцию других».