Синтез нового варвара и старой России создал советское искусство — Кургинян

Изображение: Кульчицкий Александр © ИА Красная Весна
Искусство принадлежит народу
Искусство принадлежит народу

Соединение необразованного пролетариата и крестьянства с досоветской цивилизацией, осуществленное заинтересованной в развитии народа интеллигенцией, и создало советское искусство, заявил философ, политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян в статье «Регресс подкрался… незаметно? Или Кто главный враг России» в № 495 газеты «Суть времени».

Кургинян отметил, что вторгаясь в старую цивилизацию, варвар может либо уничтожить эту цивилизацию, либо полюбить. Сначала он к этой цивилизации приглядывается, потом начинает ей сочувствовать и подражать, и, в конце концов, переходит к собственному творчеству с опорой на опыт старой цивилизации.

«Что такое советское искусство? Это тончайший синтез изысканности Серебряного века, уже вполне декадентствующего, с новой волной. Что ее породило? Ее породил приход варвара в утомленную, уставшую от себя, потерявшую свой идеал досоветскую цивилизацию», — пояснил политолог.

По словам Кургиняна, миссия по соединению необразованного пролетариата и крестьянства с культурой дореволюционной России и мира взяла на себя мечтавшая о лучшей доле для народа русская интеллигенция.

Кургинян указал, что большевики, управлявшие «процессом нового культурогенеза», были частью «старой, достаточно утонченной, но не уставшей интеллигенции».

«Разве это не так? Кем были Ленин, Луначарский? Тот же Троцкий, Красин, Кржижановский? Они были частью старой разночинной интеллигенции. И одновременно были прочнейшим образом связаны с народом, то есть с варваром. Они внушили варвару, что ему нужна культура», — констатировал философ.

Большевики объяснили новому господствующему классу, что без освоения огромного пласта старой мировой культуры новой властью он не станет и править не сможет.

«Они соединили этого варвара через себя со старой интеллигенцией. Вот и произошло нечто, конечно, являющееся и прогрессом, и прорывом, и культурогенезом», — резюмировал Кургинян.

До 60-х годов в советской России помогали и толкали вперед тех, кто мог и хотел учиться. Тем, кто обучение не тянул, предлагали идти на завод и работать на благо родины на производстве, напомнил политолог.

Деградацию советского образования в хрущевскую эпоху, по мнению философа, породила так называемая гонка за успеваемостью и введение принципа, что нет плохих учеников, а есть плохие учителя.

И спасение мира от фашизма, и промышленный, научный, культурный взлет Советского Союза стал возможен, убежден Кургинян, только потому, что соединилось «варварское нечто» с мечтой дореволюционной интеллигенции о «народе — богоносце».