logo
Новость
/ Москва

Эксперт: образовательные проекты Грефа — калька с чуждой нам практики

Эксперт РВС. Павел РасинскийЭксперт РВС. Павел Расинский
Петр Данилов © ИА Красная Весна

Анонсированные Сбербанком проекты в области образования опираются на непригодные для российской аудитории методики, заявил эксперт «Родительского Всероссийского Сопротивления» Павел Расинский 1 сентября в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

«Герман Оскарович Греф давно и активно действует в сфере образования. Давайте рассмотрим указанные в этой статье две новые, якобы собственные, программы Сбербанка.

Одна из них называется „Школа 21“. Это совместная с французской ассоциацией программа. И суть программы заключается в том, что учащийся проходит обучение самостоятельно, без какой-либо учебной программы. Сравнить это можно с экстремальным методом обучения плаванию — когда обучаемого бросают в глубоком месте в воду с тем, чтобы он сам выкарабкался. Наверное, такой подход возможен, но вряд ли он позволит вырастить, например, пловца — мастера спорта. Или хотя бы призера районных соревнований. Ведь для серьезного плавания мало выкарабкаться из глубины. Нужно правильно дышать, двигаться максимально эффективно и так далее. Без тренера, который всему этому обучит, такое невозможно», — убежден эксперт.

Павел Расинский предложил взглянуть на сайт проекта, где указано, что среди принципов обучения не в последнюю очередь упомянут и метод Peer-to-peer. Цитата с сайта:

«В основе методики — метод peer-to-peer (P2P), или коллективное обучение. Чтобы добиваться успеха, студенты должны работать в команде, делиться информацией, быть поочередно то учеником, то тренером. Такой подход помогает максимально раскрыть творческие способности студентов во время работы над проектами».

«Я изучал некоторые языки программирования самостоятельно», — рассказал Расинский, — «и могу сказать, что одними специальными книгами без сообщества специалистов, где можно задать вопрос, невозможно обойтись. Причем, сообщество специалистов — это не студенты, которые тоже только еще учатся. Это уже профессионалы, которые знают тонкости тех или иных систем. Вероятно, обучение peer-to-peer и интересно, оно несет в себе много открытий, которыми можно поделиться со своими собратьями по обучению. Но оно отнюдь не позволит вырастить „мастера спорта“. А отсутствие оценок не позволит понять степень освоения материала».

Отдельно эксперт упомянул и такой, также анонсированный принцип обучения, как «геймификация». «Это подход, характерный для компьютерных ролевых игр. Получение знаний и выполнение проектов сопровождается „прокачкой“ навыков и опыта, постоянным движением вверх от одного уровня к другому. Я бы назвал это инфантилизацией, когда человек не может выйти из возраста игр и даже обучение (а в дальнейшем, видимо, и работа) должны проходить в виде тех или иных (в данном случае компьютерных) игр. Сознание такого человека начинает воспринимать как игру все вокруг, что ведет к снижению ответственности за свои поступки. Геймификация очевидным образом несет в себе антивоспитательное воздействие», — заявил эксперт.

«Хорошо, что таким образом школа обучает IT специалистов, а не медиков», — резюмировал Павел Расинский, — «поскольку в сфере IT ошибки менее критичны — любой программный продукт проходит тестирование, прежде чем выйти в реальное использование. Страшно представить, что такой подход может применяться при обучении медиков, педагогов, инженеров. Такой подход создает лишь видимость обучения. И студенты неизбежно столкнутся с необходимостью консультаций не между собой, а с сообществом специалистов. И получат консультации лишь по тем вопросам, с которыми столкнутся в процессе реализации того или иного проекта. А соседние проблемы останутся „белыми пятнами“. Этим и отличается системное обучение от получения знаний в процессе реализации проекта. При системном обучении (с лекциями и оценками) обучающийся получает комплекс знаний, охватывающий всю область изучаемых знаний. При подходе, предложенном в проекте „Школа 21“ каждый раз будет оставаться неисследованная область знаний, которую придется исследовать уже в процессе выполнения того или иного проекта».

«И тогда возникает вопрос — в чем смысл такой школы? Проект ради проекта? Для пиара?» — задается вопросом Расинский.

Эксперт по образованию упомянул также и принадлежащий Сбербанку проект «Учитель для России».

«Это калька с западного проекта „Teach for all“, который реализуется в десятках других стран. Он предусматривает быстрое „натаскивание“ выпускников без педагогического образования на преподавание в школах. Причем, систему отбора и подготовки участников проекта разрабатывали в ВШЭ совместно с международной кадровой компанией Odgers Berndtson. А разработчиком учебной программы — одним из основных разработчиков — стала консалтинговая компания The Boston Consulting Group. Как мы видим, Герман Греф продвигает западные проекты, не отвечающие запросам российского общества. Но продвигает это с упорством, достойным лучшего применения», — подытожил эксперт.

Напомним, 1 сентября пресс-служба «Сбербанка» сообщила о скором запуске новых образовательных программ.