В Италии родственники жертв COVID-19 обратились в прокуратуру
Сотни итальянских семей, родственники которых умерли от коронавируса, в поисках правды и справедливости обратились в прокуратуру, 22 марта сообщил немецкий журнал der Spiegel.
К концу мая 2020 года в Италии во время первой волны пандемии коронавируса погибло более 30 тысяч человек. Многие семьи, переживая утрату родных, одновременно задаются вопросами: при каких обстоятельствах погибли их близкие люди и можно ли было их спасти?
В поисках справедливости и ответов на поставленные вопросы более пятисот итальянских семей объединились и обратились в прокуратуру Бергамо, города, который ровно год назад стал европейским эпицентром пандемии COVID-19. Активистов поддерживают около 70 тысяч участников Facebook группы «Noi Denunceremo» (Мы обвиняем), ставшей площадкой для объединения родственников жертв коронавируса.
В обращениях к прокурору выдвигаются обвинения в том, что Италия слишком поздно и неправильно отреагировала на пандемию, что антикризисные планы были устаревшими и неадекватными, что власти скрывают от общества свои ошибки и преступления.
Отмечается, что бывший председатель Совета министров Италии Джузеппе Конте и министр здравоохранения Италии Роберто Сперанца были уже допрошены. Выявленные в ходе следствия ошибки и упущения итальянских властей свидетельствуют о том, что речь идет не об отдельных трагических случаях, а о базовой недееспособности государственной системы и стремлении ответственных лиц скрыть свои провалы.
Стало известно, что национальный план пандемии не обновлялся в Италии с 2006 года. При этом итальянское правительство всего за несколько недель до вспышки пандемии коронавируса сообщило Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), что оно хорошо подготовлено к чрезвычайной ситуации. Однако уже в мае 2020 года ВОЗ заявила: «Без подготовки к такому потоку больных, первая реакция больниц была импровизированной, хаотичной и творческой».
Случилось так, что слишком много пациентов, госпитализированных с легкой формой пандемии, лишили больных с тяжелыми формами болезни возможности получить необходимую медицинскую помощь; не хватало масок и защитных костюмов; медицинские практики и дома престарелых не рассматривались как места с высоким риском заражения вирусом. По оценкам экспертов, почти половина смертей в Италии произошла в результате заражений в учреждениях по уходу и поддержке престарелых и больных людей, высокий риск заражения в таких организациях недооценивался долгое время.
Сообщается, что в ближайшее время прокуратура примет решение, предъявлять ли обвинения каким-либо конкретным лицам, и кто именно должен нести ответственность перед родственниками погибших от COVID-19. Утверждается, что это может стать судебным процессом века, при этом близкие родственники жертв пандемии выступят в роли коллективного истца.
Сторону истца представляет адвокат Консуэло Локати, также потерявшая во время пандемии своего отца. Локати не только продвигает коллективные иски, но и требует от государства компенсации в дополнительных гражданских исках — 259 000 евро на члена семьи. 50-летняя адвокат неоднократно сообщала о вновь выявленных нарушениях, заставляя политиков давать комментарии, и уже стала публичной персоной. За ее спиной — команда юристов из пяти человек, у них даже есть свой PR-консультант, который, как и все члены команды, работает на общественных началах.
Отмечается, что неудачи в начале пандемии уже давно стали проблемой и в других странах. В Великобритании родственники недавно пригрозили властям судебным иском, если семьям не будет предоставлена исчерпывающая информация. В Германии уже несколько дней идет интенсивная дискуссия о коррупции и бесхозяйственности при закупке масок. В Испании защитники прав потребителей собирают сообщения из домов престарелых, которые также стали смертельной ловушкой для многих пожилых граждан. В Греции юристы недавно эксгумировали мертвого человека, чтобы задокументировать возможную врачебную халатность.
Скорбящие родственники умерших от коронавируса больных по всей Европе сейчас обмениваются идеями, как спустя год после начала коронавирусного кризиса добиться открытого обсуждения допущенных в начале пандемии ошибок и упущений. Они настаивают на том, что дискуссия необходима и без нее нельзя будет продвинутся дальше. Многие из пострадавших, лишившихся близких и любимых людей, поставили себе целью во что бы то ни стало добиться правды.