1. Война идей
  2. Развитие искусственного интеллекта
Москва, / ИА Красная Весна

Кургинян: искусственный интеллект — это обоготворение разума, в этом нет новизны

Изображение: (сс) geralt
Искусственный интеллект
Искусственный интеллект

Три возможных направления развития искусственного интеллекта описал философ, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 6 декабря в эфире программы «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым» на телеканале «Россия 1».

Сергей Кургинян прокомментировал недавнее выступление президента Владимира Путина, на котором тот очень сдержанно отреагировал на предложение о повсеместном внедрении искусственного интеллекта, который не обладает такими категориями, как совесть и сострадание. Кургинян отметил, что во многом с ним согласен. При этом политолог подчеркнул, что есть одно «но».

Он пояснил, что видит три сценария с учетом развития искусственного интеллекта:

 «несдерживаемое техноцентрическое развитие, когда техносфера поглощает человека и диктует ему всё, и мы подчиняемся»;

 «морально сдерживаемое техноцентрическое развитие»  — сценарий, который упоминался президентом Владимиром Путиным, а также Михаилом Ковальчуком на Совете Федерации по поводу генома человека;

 «антропоцентрическое развитие».

При этом Сергей Кургинян подчеркнул, что остановить развитие невозможно.

«Сможем ли мы морально сдержать техноцентрическое развитие? Нет. Одной ценой: мы его замедлим — вот тут-то мы и попадем в окончательный просак», — пояснил он. Он также добавил, что всецело полагаться на искусственный интеллект, а тем более подчиняться ему — равносильно смерти человечества.

Рассуждая о роли, которую должен занять искусственный интеллект в судьбе человечества, Сергей Кургинян предложил взглянуть на историю в целом и посмотреть, каким образом на протяжении веков менялось представление человека о самом себе и об окружающем мире.

Как отметил философ, человечество очень долго двигалось в богоцентрическом мире, где основополагающую роль играла религия. Затем, с приходом эпохи Просвещения, место Бога занял Разум. Но по ряду причин Разум не сумел занять ведущую роль в человеческом обществе.

«Кто грохнул это? Это грохнуло не что-нибудь, это грохнул Эммануил Кант, который показал, что существуют антиномии и разум не бесконечен. Потом это грохнули математики, которые сказали, что в любой системе аксиом есть огромное количество утверждений, про которые нельзя сказать, истинны они или ложны», — пояснил политолог.

Гегель, по мнению Сергея Кургиняна, попытался спасти «ставку на Разум», противопоставив формальному разуму диалектический. А после него уже Карл Маркс предложил Историю как новую фундаментальную категорию развития, пояснил политолог.

«Он [Маркс] сказал: Бог — История. С ее, так сказать, вариантами и всем остальным», — подчеркнул Кургинян.

Таким образом, по мнению философа, искусственный интеллект, машина — «это запоздалое обоготворение некоего формального разума».

«А этот формальный разум не содержит в себе стратегической новизны. Он не может ее содержать», — заявил Кургинян. Он подчеркнул, что искусственному интеллекту недоступны такие фундаментальные для человеческого сознания категории, как метафора и творческое мышление.