1. Классическая война
  2. Ситуация в Армении
Ереван, / ИА Красная Весна

Планы властей Армении по реформе армии вызывают много вопросов — эксперт

Изображение: kremlin.ru
Военнослужащие Вооружённых сил Армении
Военнослужащие Вооружённых сил Армении

Заявления премьер-министра Армении Никола Пашиняна об увеличении военных расходов и постепенном переходе к профессиональной армии вызывают множество вопросов, которые до сих пор не получили ответа, заявил военный эксперт Нарек Нерсисян, 26 октября сообщило агентство Sputnik Армения.

Эксперт отметил, что увеличение военного бюджета на 11% в 2022 году — безусловно позитивный фактор. По его мнению, после 44-дневной войны армия Армении требует новых ресурсов, закупок вооружения и техники и структурных преобразований.

Нерсисян подчеркнул, что при очевидных плюсах, есть еще и минусы. По его мнению, проблема заключается в том, что у властей нет ясной стратегии реформ, нет четкого видения того, какой именно должна быть армия через 5–10 лет. По крайней мере, обществу об этом ничего не известно, а действия властей выглядят как сиюминутные, ситуативные решения.

Военный эксперт также отметил, что выделяемых денег категорически недостаточно для формирования профессиональной армии. Если, конечно, власти не ставят целью сформировать профессиональную армию из 15–20 тысяч военнослужащих, чего явно не хватит с учетом нынешних вызовов и угроз Армении.

«Полный переход к профессиональной армии произойдет не в следующем году, Пашинян говорит о плавном внедрении этой системы. Но сам факт того, что власти хотят полностью перейти к такой армии, уже вызывает тревогу. Как во многих сферах, так и здесь, мне кажется, премьеру дают неверные советы», — отметил Нерсисян.

Эксперт напомнил, что после войны в Нагорном Карабахе руководство страны пообещало в течение 6 месяцев представить план реформ в армии. Но этого плана нет до сих пор, как нет и оценок среднесрочных и долгосрочных нужд, вместо этого идут лишь разговоры о переходе к профессиональной армии.

Непонятно, как власти собираются реформировать сферу образования и промышленности, как представляют себе решение проблем тылового обеспечения и логистики. По мнению Нерсисяна, все эти направления тесно связаны с реформами Вооруженных Сил.

Кроме того, непонятно, какое будет соотношение контрактников и срочников в новой структуре армии, так как в сентябре в интервью нашему изданию секретарь Совбеза Армении Армен Григорян заявлял, что срок службы призывников могут быть сокращены на 20%. То есть, задачи полностью распустить призывную армию не ставится, отметил эксперт.

Вдобавок к этому, в перспективе предполагается, что срочники не будут нести боевое дежурство на передовой. Отсутствие срочников на передовой и сокращение сроков службы являются сомнительными, отметил Нерсисян.

Во-первых, привлекательность службы в армии можно обеспечить, не сокращая сроков службы. Во-вторых, профессиональных военных может не хватить для охраны всего периметра границ, если оттуда снять срочников, отметил эксперт. После войны приграничная линия с Азербайджаном увеличена на несколько сотен километров, что требует дополнительного личного состава.

Однако власти страны надеются на урегулирование пограничного конфликта с Азербайджаном, что позволит снять армейские части с границы, оставив там только пограничников и камеры видеонаблюдения.

Нет гарантий, что граница с Азербайджаном в обозримой перспективе будет охраняться в обычном режиме, считает эксперт. Еще долго нельзя будет рассчитывать на мирный режим, а планы руководства по реформе армии выглядят оторванными от действительности, подытожил Нерсисян.