Цены на литий за год взлетели в пять раз на фоне интереса к электромобилям
Цены на литий в Австралии «взлетели до небес», поскольку растущие продажи электромобилей по всему миру создают огромный спрос на важнейший компонент литий-ионных аккумуляторов, пишет 9 февраля Guardian Australia.
Согласно данным Benchmark Mineral Intelligence (BMI), цена на богатое литием сырье сподумен выросла на 478,3% в период с января 2021 по январь 2022 года.
Только в январе цена на сподумен (силикат лития и алюминия из группы пироксенов) подскочила на 45,5% до 2400 долларов за тонну при 1650 долларов в декабре. Аналогичный рост цен был зафиксирован на карбонат лития и литий, очищенный гидроксидом лития, на разных стадиях очистки — за последний год. BMI прогнозирует, что цены будут продолжать расти, по крайней мере, в течение следующих шести месяцев из-за огромного спроса на аккумуляторные элементы.
В январе консалтинговая фирма McKinsey предсказала, что рынок литиевых батарей вырастет по меньшей мере до 360 миллиардов долларов к 2030 году, при этом рост составит в среднем 20% в год до конца десятилетия. Но некоторые аналитики высказали предостережение, поскольку цены на литий могут быть нестабильными — спрос может быстро расти, но открываются новые шахты и увеличивается предложение, снова снижая цену.
Тим Бакли, аналитик по энергетическим переходам и директор по финансированию чистой энергии, говорит, что спрос на литий, скорее всего, останется высоким. «Он неприемлем высок — он зашкаливает. Это просто великолепно наблюдать — мир преображается на наших глазах, — заявил Бакли. — Ничто так не волнует финансовые рынки, как повышение цен на 500%».
Бакли, один из первых инвесторов в литий, сказал, что, хотя в создании ситуации сыграл ряд факторов, включая нехватку рабочей силы на ключевых рудниках в Западной Австралии в результате пандемии и проблем с цепочками поставок, основной движущей силой был растущий спрос на электромобили в Китае.
Он сказал, что это ознаменовало «структурные изменения» в мировой экономике, и любая будущая коррекция цен не будет такой серьезной, как «циклические» коррекции в прошлом.
После замедления в начале пандемии продажи электромобилей резко возросли на европейских и китайских рынках. Хотя рост в США был медленным, только в Китае в 2021 году было зафиксировано увеличение количества проданных электромобилей на 154%, в общей сложности на 3,3 млн.
Китай также отвечает за переработку большей части мирового лития, а это означает, что падение цен может произойти из-за геополитической напряженности, заставляющей страны искать альтернативные источники поставок.
Но Бакли сказал, что для подключения этих новых источников потребуется время, в то время как глобальный толчок к «электрификации всего» и достижению чистого нуля углеродных выбросов к 2050 году означает, что спрос останется высоким.