Новое исследование оправдывает британских «японских шпионов» Второй мировой

Изображение: Том Ловелл
Разбор полетов. (фрагмент картины Тома Ловелла)
Разбор полетов. (фрагмент картины Тома Ловелла)

Новая статья британского историка ставит под сомнение версию о шпионаже лорда Семпилла в пользу Японии, сообщает 22 ноября The Japan Times.

Более 20 лет назад рассекреченные правительственные документы привели к появлению статей и документального фильма, в которых утверждалось, что Уильям Семпилл, летчик и инженер, предал свою страну, но избежал судебного преследования, благодаря своим связям с высшим обществом и лично Черчиллем.

Но Алекс Харди, почетный научный сотрудник Школы истории, классики и археологии Эдинбургского университета, недавно представил новую статью в Международном журнале разведки и контрразведки, оспаривающую эту точку зрения.

Он приходит к выводу, что, хотя существовали «неясности» в отношении различных ролей Семпилла, и он допускал «преступные ошибки в суждениях», общие доказательства не подтверждают утверждение о том, что он был шпионом, который предал британские и американские интересы.

Харди говорит, что истоки его статьи лежат в обсуждениях, которые он имел с живыми членами семьи Сэмпилл по поводу предполагаемого предательства.

Ученому был предоставлен безусловный доступ к семейным документам и проведен независимый обзор других архивных источников.

Во время карантина из-за коронавируса в 2020 году внук Сэмпилла, Джейми, в настоящее время лорд Сэмпилл, и его племянник Ангус, правнук Сэмпилла, пересмотрели обвинения против своего предка.

Джейми сказал, что был «совершенно шокирован», узнав об обвинениях своего деда более двух десятилетий назад, но почувствовал, что «некоторые вещи не звучат правдиво». Тогда он начал расследование. «Я хочу очистить имя семьи, особенно от обвинений в предательстве», — сказал он.

Семпилл, умерший в 1965 году, был членом шотландской аристократии, а с 1934 года занимал место в Палате лордов.

В 1921 и 1922 годах он возглавлял британскую гражданскую миссию по организации воздушной службы Императорского флота Японии, и тогдашний премьер-министр Томосабуро Като похвалил его за работу, назвав его усилия «почти эпохальными».

По возвращении из Японии Семпилл работал консультантом нескольких правительств, в том числе японского, а с 1931 года — Mitsubishi.

В начале Второй мировой войны в 1939 году Сэмпилл устроился на работу в Адмиралтейство в Лондоне, работая в области морской авиации.

Но в августе 1941 года Черчиллю показали расшифрованные телеграммы из японского посольства в Лондоне в Токио, в которых содержались подробности встречи на высшем уровне, которую он провел с президентом США Франклином Рузвельтом, на которой обсуждалась военная стратегия.

Другая расшифрованная телеграмма побудила Черчилля в сентябре спросить министра иностранных дел Энтони Идена об информаторах японского посольства. Согласно правительственным документам, Иден перечислил семь основных информаторов посольства, в том числе Семпилла.

Сэмпилл был одним из нескольких известных японофилов и пытался помочь Лондону восстановить отношения с Токио. В августе 1940 года он представил Эрнесту Бевину, министру труда, план мирного договора с участием четырех держав с участием Японии, Великобритании, Соединенных Штатов и Китая.

Черчилль расценил передачу информации в посольство как «серьезную». Согласно документам, он утверждал, что «знал двух информаторов лично».

В краткой записке Альберту Александеру, первому лорду Адмиралтейства, в октябре того же года Черчилль написал: «Уберите его (Сэмпилла), пока остается время». Впоследствии Семпиллу предложили работу на севере Шотландии.

Ричард Олдрич, профессор международной безопасности в Университете Уорика, является одним из историков, который считает, что Семпилл был шпионом.

В «Черной двери», книге о шпионах и разведке, которую он написал в соавторстве с Рори Кормаком, он описал Сэмпилла как того, кто передал японцам информацию о саммите Черчилля-Рузвельта.

Они описывают Сэмпилла как давнего соратника Черчилля, который передавал содержание своих бесед с премьер-министром в японское посольство.

Олдрич утверждал, что Черчилль приказал переместить Сэмпилла, а не разоблачать его как шпиона, потому что последний курс действий нанесет ущерб лидеру военного времени.

Однако Харди говорит, что Семпилл не мог передать японцам информацию о саммите.

Сэмпилл и Черчилль не были близкими друзьями, и у Сэмпилла не было достаточно времени, чтобы встретиться с Черчиллем до того, как была отправлена японская телеграмма о саммите, сказал Харди.

Более того, Харди утверждает, что, хотя Служба безопасности Великобритании (также известная как MI5) уже следила за Семпиллом, пробел в его освещении в этот период предполагает, что он был за пределами Лондона и не мог встречаться с Черчиллем.

По словам Харди, телеграмма представляла собой «сопоставление» информации, в основном из того, что было получено из дипломатических кругов — неравномерный анализ и отсутствие отличительных признаков вклада Черчилля.

Когда с Олдричем связались корреспонденты Kyodo News, он отказался комментировать исследования Харди.

Позже Сэмпилл был допрошен МИ-5 и Специальным отделом столичной полиции в связи с подозрениями, что он, возможно, поддерживал связь с японским посольством по поводу компрометирующей переписки. Однако Семпилл отверг обвинение, и обыск его имущества не выявил ничего интересного.

Харди утверждает, что Сэмпилла уволили из Адмиралтейства, потому что его присутствие там было несовместимо с его политической деятельностью и японскими контактами.

По словам Харди, его босс недвусмысленно заверил Семпилла, что против него не было выдвинуто никаких обвинений в злоупотреблении доверием, и в архивах нет никаких намеков на то, что МИ-5 подозревала его в том, что он был источником телеграммы на саммите или более поздней телеграммы, которая побудила к расследованию.

Учитывая его связь с иностранными правительствами, Сэмпилл также был в поле зрения MI5 в 1920-х годах.

В 1926 году Семпиллу был объявлен выговор за техническое нарушение Закона о государственной тайне после получения секретной информации о гидросамолете, хотя нет никаких доказательств того, что он передал сведения иностранным правительствам.

Харди заключает в своей статье: «Посмертная репутация Сэмпилла больше обязана мифотворчеству, чем судебно-медицинскому расследованию и человеческому пониманию, которые лежат в основе современной контрразведки».

«Что касается главного обвинения в предательстве… трудно предположить, что современное расследование приведет к чему-то другому, кроме как довести дело до окончательного решения и оправдать 19-го лорда Семпилла».

Джейми Семпилл сказал, что у его дедушки были хорошие отношения с принцем Титибу, братом императора Хирохито, и эта особая связь с японской правящей семьей, вероятно, объясняет, почему он поддерживал связи с Японией на протяжении всей своей жизни.

В 1961 году Сэмпилл-старший был награжден орденом Восходящего солнца в знак признания его заслуг перед Японией.

Энтони Бест, профессор международной истории из Лондонской школы экономики, который также писал о Семпилле, сказал: «Основываясь на доказательствах, которые я видел на сегодняшний день, я считаю, что Семпилл действовал неразумно в своих контактах с японским посольством в Лондоне, но его деятельность не соответствует определению предательства».