Минобороны США раскрыло роль Таджикистана в усилении военной мощи Китая
Таджикистан входит в число стран, где Народно-освободительная армия Китая (НОАК) намерена основать базы материально-технического снабжения своих вооруженных сил, сообщило Министерство обороны США в ежегодном отчете конгрессу страны. Об этом сообщает главный редактор журнала The Diplomat Кэтрин Путц 3 сентября в редакторской публикации журнала.
В отчете Конгрессу США, кроме Таджикистана, минобороны перечисляет и другие страны, где Китай планирует создавать базы поддержки своих военно-морских, воздушных и наземных сил. К таким странам отнесены Кения, Сейшельские острова, Мьянма, Таиланд, Сингапур, Индонезия, Пакистан, Шри-Ланка, Танзания, Ангола, Объединенные Арабские Эмираты.
Одной из причин, почему Таджикистан выделяется в этом списке, является частое упоминание страны в заголовках публикаций китайских газет за последние несколько лет.
Кроме этого, изданием отмечается геополитический фактор Таджикистана в китайском проекте «Один пояс, один путь» (BRI).
Проект BRI («Один пояс, один путь»), отмечает издание, прочно увязывает присутствие Китая в Центральной Азии с фактором России, которая в значительной мере является как лидером в сфере безопасности по региону, а, кроме этого, в целом имеет значительный вес в политической и социальной сферах.
Основным фактором военного сотрудничества между Китаем и Таджикистаном явилась антитеррористическая деятельность.
В августе 2016 года Китай, Афганистан, Пакистан и Таджикистан создали международную группу «Четырехсторонний механизм сотрудничества и координации в борьбе с терроризмом» (QCCM).
А в сентябре 2016 года агентство Reuters сообщило, что Таджикистан подписал соглашение с Китаем, которое предусматривает строительство 11 «застав различных размеров и учебного центра для пограничников».
В следующем месяце, в октябре 2016 года, Китай и Таджикистан провели свои первые двусторонние военные учения.
Таким образом, на основании совокупности событий военного сотрудничества между Китаем и Таджикистаном, отчет минобороны США делает вывод, что Китай по сути построил базовую инфраструктуру для значимого ввода войск в Таджикистан.
С точки зрения США, такая возможность [ввода китайских войск в регион] вызывает беспокойство за безопасность американских войск в Афганистане.
Однако издание считает маловероятным прямое присутствие китайских войск в Таджикистане.
Одним из препятствий может явиться, в частности, общественное недовольство, связанное с опасениями утраты суверенитета, которое высказывается в Таджикистане политиками различных уровней.
С другой стороны, эксперты отмечают благоприятствование китайским проектам со стороны таджикской элиты, которая в большинстве случаев приветствует китайские инвестиции в экономику Таджикистана и развитие региона.
Вместе с минобороны США издание отмечает, что инвестиции в экономику являются неотъемлемой частью политики Китая в Центральной Азии.