Переход банков на российское ПО может продлиться более семи лет — эксперт

Борис Арцыбашев. Машиналия (фрагмент)
Борис Арцыбашев. Машиналия (фрагмент)

Срок перехода российских банков на отечественное программное обеспечение может оказаться и больше 5–7 лет, считает главный инженер разработки в банковской сфере Павел Колганов. Об этом он сообщил 18 июня в комментарии ИА Красная Весна.

17 июня представитель уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере интернета Дмитрий Мариничев заявил: «Для бесперебойного функционирования банковской системы разработчикам отечественного ПО предстоит решить вопрос не трансформации, а плавного перетекания одной системы в другую. Для этого может понадобиться 5–7 лет, но если все пройдет естественным образом, снимутся вопросы интеграции и заменяемости иностранного ПО на российское, это будет выгодно для всех участников рынка».

Банки, во всяком случае полноценные и крупные, — это системы с большой инерцией с точки зрения разработки и внедрения ПО. Фокус здесь не на введении новых модных продуктов, а на информационной безопасности.

Утечки случаются и у «большой тройки» (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк), но они все же минимальны по сравнению с другими автоматизированными производствами. Тем не менее, сил и средств на информационную безопасность тратится много.

В этом вопросе не так страшны штрафные санкции государства либо других стран и экономических блоков, как репутация. Потеря репутации стоит крупному банку очень дорого. Как негативное следствие это замедляет процесс внедрения нового ПО и собственной разработки, и покупного.

Другим фактором является тяжеловесность комплекса информационных систем банка. Это сотни и тысячи разнообразных продуктов, связанных различными способами интеграции. Заменить ключевую внутрибанковскую систему, на которую завязаны десятки других, — это очень сложный и долгий процесс, связанный с психологическим сопротивлением сотрудников.

Третий фактор — недостатки отечественного ПО. В некоторых сферах есть достойные российские аналоги западному ПО. В других — либо еще нет, либо продукты крайне сырые. Мало кто захочет экспериментировать с внедрением недоработанного продукта в критически важные процессы. Это создает риски, цена которых огромна.

Еще один важный момент — возможности крупных банков «продавить» изменение принятого правительством решения. Если банки выступают с близкой позицией, то влияние их огромно.

И, наконец, компетентные ИТ-службы крупнейших российских банков, за исключением, может быть, Сбербанка, не столь многочисленны, как этого хотелось бы. Кадровый ресурс ограничен как репутацией работы в банке среди технических специалистов, так и кадровым потенциалом в России.

Банк считается местом, куда можно прийти работать за хорошую зарплату и социальный пакет, но не с целью получения передового опыта. Как следствие, кадровые ресурсы банков, позволяющие перевести множество покупных ИТ-решений на отечественные, ограничены.

Поэтому называемый Мариничевым срок в 5–7 лет выглядит немного заниженным. То же самое можно сказать и о сумме в 700 млрд рублей.