В Древнем Китае щенков хоронили вместо наложниц, считают археологи

Изображение: cc0, JamesDeMers, pixabay
Археолог за работой
Археолог за работой

Вместо наложниц и рабов в эпоху Шан стали приносить в жертву щенков, заявил Родерик Кэмпбелл, археолог из Института изучения древнего мира при Нью-Йоркском университете. Об этом 7 мая сообщает Live Science.

Кэмпбелл совместно с Чжипенг Ли, археологом из Китайской академии общественных наук, провели исследование, в котором проанализировали жертвоприношения собак в шанскую эпоху.

Династия Шан существовала в Китае с 1554 по 1046 год до нашей эры. В эти древние времена в жертву приносили как людей, так и животных. Часто ритуально умерщвляли собак — их клали в ноги покойного, считая, что пес будет защищать хозяина и в загробной жизни.

Однако большинство собак, обнаруженных в гробницах китайской династии Шан, были еще щенками, утверждает Кэмпбелл.

Читайте также: Китайские горы, индийские некрополи и таинственные следы — археология за неделю

Помимо собак, в Древнем Китае в жертву часто приносили свиней, реже — рогатый скот. Самое раннее жертвориношение собаки обнаружено в неолитическом поселении Цзяху, которому 9000 лет.

Не такие древние, но тоже ранние захоронения собак принадлежат к культуре Эрлиган, которая находилась на территории провинции Хэнань около 1500 г. до н.э.

Археологи утверждают, что принесенные в жертву собаки располагались на таких местах, где обычно находятся останки принесенных в жертву людей: под владельцем гробницы или в специальных нишах.

Сначала исследователи посчитали, что такое расположение было выбрано, потому что погребенные собаки были любимыми домашними животными владельца гробницы. Однако анализ костей показал, что все собаки были еще щенками.

Ученые считают, что собаками заменялись человеческие жертвоприношения — в эпоху династии Шан при погребении знатного человека умерщвлялись его наложницы и рабы.

Однако не все знатные люди могли себе позволить уносить за собой в могилу людей. Возможно, собаки стали альтернативой — они ценились меньше, чем люди, но гораздо выше, чем, например, рогатый скот.

Замена человеческих жертвоприношений на собачьи также соотносится с другими тенденциями, случившимися в эпоху Шан, утверждает Кэмпбелл. К таким тенденциям относится, например, погребение рядом с покойным миниатюрных керамических или фальшивых бронзовых предметов вместо настоящих. В качестве современного подобного примера он привел сжигание нарисованных денег в качестве символического подношения усопшим.

Кэмпбелл и Ли считают, что собак могли разводить специально ради жертвоприношений.

Ученые также пишут, что остается еще много вопросов, связанных с эпохой Шан. Особенно их волнует то, что мало изучены обряды обычных сельских жителей.

«Мы сосредоточены на дворцах и правителях в течение почти 100 лет изучения Шан», — заключает Кэмпбелл, — «Я думаю, что из-за этого наше представление об этом обществе искажено. Я хотел бы увидеть больше исследований именно о деревне».

Напомним, археологи обнаружили в Южной Америке сумку X–XII века с ритуальными принадлежностями шамана культуры Тиуанако.