1. За рубежом: реальный мир
  2. Научные достижения
Москва, / ИА Красная Весна

Ученые впервые выяснили химический состав солнечных частиц высокой энергии

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Наука

Состав потенциально опасных солнечных частиц высокой энергии выяснили ученые из США и Великобритании, 3 марта сообщает журнал Science Advances.

Кроме того, исследователям впервые удалось обнаружить источник этих частиц, образующихся при корональных выбросах на Солнце. Во время этих выбросов энергия расходуется на ускорение больших масс вещества. В отличие от солнечных вспышек, в результате которых в основном продуцируется электромагнитное излучение.

Как утверждается, за 11 лет солнечного цикла происходит около 100 корональных выбросов. Устремляющиеся, в том числе, к Земле частицы обладают высокой энергией и, кроме полярного сияния, могут породить еще и массу неприятностей — нарушить работу спутников и другого оборудования, создать риск радиационного облучения людей в самолетах и космонавтов на орбите.

Ученые из Университетского колледжа Лондона и Университета Джорджа Мейсона в США подтвердили гипотезу о том, что источник высокоэнергетических солнечных частиц иной, что у солнечного ветра.

В рамках своей работы исследователи зафиксировали, что потоки частиц высокой энергии приурочены к горячим петлям корональных выбросов. Они находятся в одной из активных областей Солнца — с Земли она наблюдается, как темное пятно на поверхности звезды.

В этом открытии ученым помог спутник NASA Wind, зафиксировавший в 2014 году потоки нужных частиц.

«В нашем исследовании мы впервые наблюдали, откуда именно на Солнце приходят солнечные энергетические частицы. Наши данные подтверждают гипотезу о том, что эти сильно заряженные частицы происходят из плазмы, удерживаемой в атмосфере Солнца сильными магнитными полями. Эти частицы затем ускоряются извержениями плазмы, которые распространяются со скоростью несколько тысяч километров в секунду», — говорится в пресс-релизе Университетского колледжа Лондона.

Исследователи также выяснили состав солнечных частиц высокой энергии. Оказалось, что у них те же химические сигнатуры, что и плазма хромосферы (нижней части солнечной атмосферы) — повышенные содержания кремния и пониженные содержания серы.

Ученые надеются, что в ближайшие годы им удастся получить новую информацию. В этом могут помочь космический аппарат Solar Orbiter и зонд NASA Parker, который скоро должен подлететь к Солнцу ближе, чем какой-либо аппарат до него.