В Общественной палате РФ обсудили причины ляпов в материалах об истории

Изображение: Анашкин Сергей © ИА Красная Весна
Наша история
Наша история

Круглый стол «Небрежность, равнодушие или цинизм? Как „ошибки“ в иллюстративных и агитационных материалах искажают историю» провела Общественная палата Российской Федерации, 16 июля сообщает официальный сайт ОП РФ.

Председатель Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, ответственный секретарь Поискового движения России Елена Цунаева предложила для искоренения исторической безграмотности в оформлении агитационных и иллюстративных материалах нескольких комиссий ОП РФ и региональных общественных палат, выработать предложения и рекомендации для региональных и муниципальных властей.

Александр Малькевич, первый зампред Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, представил подборку выпущенных к историческим датам плакатов и баннеров с грубыми ошибками. Он посетовал на халатность региональных чиновников и на то, что при обнаружении ошибок администрация не идет дальше обещаний призвать виновных к ответу. Малькевич предложил вносить исполнителей ошибочных иллюстративных материалов на исторические темы в черный список и не допускать к госзаказам.

Председатель комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Ирина Великанова напомнила, как на сайте акции «Бессмертный полк» были размещены фотографии нацистов, в том числе самого Гитлера. Великанова выступила с инициативой создания специальных лагерей, в которых молодежи будут рассказывать об истории России. Также она предложила ввести наказание за создание и публикацию фейков об истории страны.

Председатель комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО предложила учредить антиконкурсы и антипремии для выделения организаций, негативно отличившихся на ниве социальной рекламы. При этом она оговорилась, что «есть примеры, когда ошибка или фейк очевидна и нельзя с этим спорить, а есть этические моменты, когда взгляды экспертов разделяются».

Отметим, к годовщинам исторических событий действительно регулярно выпускается множество социальной рекламы с грубейшими ошибками.

Комментарий редакции

Сомнительно, чтобы предложенные общественниками меры дали какой-либо положительный эффект.

В России есть уголовная статья за реабилитацию нацизма, но ее правоприменительная практика по сути негативна. Антифашист, пишущий в сети Интернет материалы с обличением нацизма на Украине, попадает под суд, даже если заретушировал на иллюстративных материалах всю экстремистскую символику. А ведущий федерального телеканала непринужденно на всю страну призывает к установке памятников нацистским пособникам и не несет за это никакой ответственности

И в целом предложения строго наказывать дизайнеров, допускающих ошибки в плакатах, выглядят примерно так же двусмысленно, как и гневные обвинения Запада в переписывании истории, то и дело выдвигаемые российским официозом. Ведь обличение «преступлений коммунистического режима», десоветизация истории советских достижений, закрытие Мавзолея фанерой на время проведения парадов — это все часть российской государственной политики.

И мягко говоря, не лишено оснований мнение режиссера Карена Шахназарова, что «изменение взгляда исторического на Вторую мировую войну произошло изнутри нашей страны… мы сами стали разрушать собственную историю… тридцать лет мы занимались тем, что пересматривали свою военную историю». Ворота обелителям нацизма отворило разрушение и очернение СССР, в которое основной вклад внесло отнюдь не ЦРУ.

Так стоит ли возмущаться, что результатом систематического поливания советской истории помоями становятся «девочки-дизайнеры», которые вообще историю не знают?