В России новый закон запретит передавать содержание телефонных разговоров
Законопроект, позволяющий правоохранителям получать сведения о геолокации мобильных устройств без судебного решения, доработан в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, сообщает пресс-служба Минцифры РФ 4 февраля на официальном сайте.
Законопроект № 546865-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части уточнения сведений, передаваемых оператором связи) прошел первое чтение в Госдуме в сентябре 2019 года, и затем его рассмотрение затянулось. Директор АНО «Центр поиска пропавших людей» Григорий Сергеев в июне 2020 года на встрече президента России Владимира Путина с членами Общественной палаты РФ обратил внимание на затягивание сроков. По итогам состоявшегося обсуждения президент дал поручение правительству РФ доработать законопроект.
В октябре 2020 года Общественная палата представила заключение по итогам проведения общественной экспертизы, в целом поддерживающее концепцию законопроекта. Был обозначен ряд замечаний, которые касаются необходимости отражения непосредственно в самом законопроекте условий предоставления данных. Кроме того, Общественная палата предложила ряд мер для увеличения точности определения местоположения абонентов. Минцифры России доработало законопроект.
Доработанный документ напрямую запрещает передачу содержания переговоров или сообщений, передаваемых с использованием мобильных устройств, без согласия абонентов или в отсутствие судебного решения. Кроме того, исключены полномочия Правительства РФ по установлению порядка предоставления данных о геолокации. Ранее включенная в текст законопроекта норма, предусматривающая возможность получения по запросу правоохранительных органов сведений о геолокации мобильных устройств дополнена уточнением, что данные сведения могут предоставляться только с оборудования операторов связи.
Законопроект направлен на согласование в федеральные ведомства для обсуждения. По результатам согласования текст документа будет представлен для общественного обсуждения, в том числе на площадке Общественной палаты.