Во Франции раскрыли семейные тайны тех, кто сотрудничал с нацистами

Желание освободиться от бремени секретности, связанной с сотрудничеством с немецкими войсками, оккупировавшими Францию в период с 1940 по 1945 год, отразилось в написании книг об этом потомками коллаборационистов, 8 мая передает France Info.
Не все французы участвовали в годы немецкой оккупации Франции в движении Сопротивления. Достаточно много было тех, кто сотрудничал с нацистами. Многие годы это оставалось семейной тайной, скрытой за семью печатями. Но со временем некоторые из потомков коллаборационистов устали скрывать ее и решили написать об этом книгу.
«Моя мать сказала мне: это действительно должно быть анонимно», — рассказал Поль* (имя изменено), прапрадед которого был министром при режиме Виши, сотрудничавшем с немецкими войсками в годы Второй мировой войны.
По его словам, мать хранила эту семейную тайну, глубоко запрятав в своей душе как Великое табу. И теперь, спустя 80 лет после капитуляции нацистской Германии, как отметил он, во Франции многие семьи до сих пор живут опустошенными из-за поступков своих предков.
После освобождения страны от немецких войск французы предпочли очень быстро принять голлистский миф о преимущественно сопротивлявшейся Франции, затмив собой всю историю. Лишь с выходом в 1969 году документального фильма «Печаль и жалость» режиссера Марселя Офюльса было впервые рассказано о сотрудничестве французских властей с Германией во время Второй мировой войны.
Годом позже будущий журналист французской газеты Liberation Филипп Дору, 17-летний молодой человек, узнал от своего отца, что тот сражался за Германию, вплоть до обороны Берлина. Об этом он написал книгу «Обычный отец» (Un père ordinaire), в которой рассказал, как его отец, Альфред Дору, вступил в легион французских добровольцев для борьбы против большевизма.
Филиппу Дору потребовалось шесть лет расследования, чтобы нарушить семейное и национальное молчание: 10 тыс. французов действительно были соучастниками чудовищных массовых убийств, совершенных в Белоруссии в период с 1942 по 1944 год. В своей книге с предисловием французского историка Иоганна Шапуто, специалиста по современной истории Германии и нацизму, он рассказал о малоизвестной странице военного сотрудничества французов с нацистами.
При этом он прекрасно осознает, что, опубликовав свою историю, он обнажил семейные раны. По его мнению, история его семьи схожа с прошлым многих семей, отношение которых к событиям времен Второй мировой войны очень сложно. Ведь все запрограммированы любить своих родителей. Поэтому взяться за перо его заставило не проявление чувства вины, а, скорее всего, ответственность перед историей за отца и преступления французского добровольческого легиона, воевавшего на стороне нацистов.
«Мне было бы стыдно, если бы я не написал эту книгу. Мне нравится говорить себе, что я исправил часть истории», — заявил Филипп Дору, автор книги Un père ordinaire.
История Люка Дювига схожа с историей Филиппа Дору. Он впервые узнал тайну своей семьи в возрасте 15 лет от своего дяди. Тот сообщил ему, что его дедушка, переводчик нацистов во время войны, был обвинен в сотрудничестве с немецкими властями, заочно приговорен к смертной казни и бежал в Аргентину под вымышленным именем. Но лишь спустя 25 лет он смог узнать всю правду. Оказалось, что его прадед был не просто переводчиком. В частности, он участвовал в расстреле подростков-партизан. Об этом он и написал в книге «Мои близкие незнакомцы» (Mes intimes étrangers).
(теги пока скрыты для внешних читателей)