Аналитик объяснил, почему затянулась сертификация «Северного потока — 2»
Сертификация газопровода «Северный поток — 2» затягивается исключительно из-за европейской бюрократии, заявил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков 5 декабря в комментарии ИА Красная Весна.
Евробюрократы, указал эксперт, злоупотребили антимонопольным законодательством, распространив его на морские газопроводы уже после того, когда документация «Северного потока — 2» была оформлена.
Юшков разъяснил, что по европейскому антимонопольному законодательству есть два основных пункта, касающихся «Северного потока-2».
«Первое — то, что один поставщик не может загрузить больше 50% мощности трубы. Это для того, чтобы создать конкуренцию среди поставщиков на входе в трубу, чтобы на выходе из трубы у потребителя была возможность выбрать у кого покупать газ.
Но для «Северного потока-2» это абсурд, потому что монопольным экспортером трубопроводного газа из России по законам Российской Федерации является только «Газпром».
Эксперт отметил, что никакой конкуренции в случае «Газпрома» не может быть, и действия бюрократии ЕС — это просто «дискриминация поставщика».
«Второй момент ограничивающий — это требование чтобы компания-оператор газопровода, то есть та, которая управляет трубой, была независима от поставщика газа. Именно в это сейчас все уперлось», — отметил Юшков.
Газпром подал заявку, что компанией-оператором, управляющей газопроводом, будет компания «Nord Stream 2 AG», его дочерняя структура. Но, по мнению эксперта, это лишь формальный повод считать управляющую компанию зависимой от «Газпрома».
«Если мы вчитаемся в европейское законодательство, то независимый — это необязательно чтобы это были компании, которые вообще друг от друга не зависят. Можно создать такую систему управления оператором… чтобы он был автономен в своей деятельности, то есть да, он принадлежит „Газпрому“, но действует, принимает оперативные решения он самостоятельно», — разъяснил эксперт.
Описанные «препятствия», по мнению эксперта, могли быть легко преодолены, если бы не субъективные препятствия со стороны самих евробюрократов.
Читайте также: Снова виноваты русские? С чем на самом деле связан газовый кризис в ЕС