Эксперт назвал причину скандалов в Херсонесе

Александр Дейнека. Севастополь. Порт (фрагмент). 1934
Александр Дейнека. Севастополь. Порт (фрагмент). 1934
Александр Дейнека. Севастополь. Порт (фрагмент). 1934

Скандальные ситуации по поводу реставрации и благоустройству объектов исторического наследия в Севастополе связаны с несовершенством российского законодательства. Об этом заявила член правления Союза архитекторов Севастополя Наталья Безнос 21 марта в комментарии ИА Красная Весна.

Эксперт прокомментировала очередную неоднозначную инициативу фонда «Моя история» по реконструкции Туманного колокола в заповеднике «Херсонес Таврический».

«Предметом охраны является только колокол, а конструкции, на которых он подвешен, не являются. Но, с другой стороны, сам Херсонес — это заповедник. И он сам по себе должен быть предметом охраны», — заявила Безнос.

Архитектор считает, что проблема кроится в несовершенном законодательстве. В 2002 году был принят закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». По этому закону была принята новая терминология, которая отличается от советской, которой руководствовалась и Украина.

«В 2002 году в Российской Федерации было введено понятие „ОКН — объект культурного наследия“. Из-за этого и происходит путаница при реставрациях и благоустройствах исторически значимых объектов. И когда доходит дело до реконструкции, то получается абсурд. В данном случае Херсонесский колокол — это объект культурного наследия, то есть памятник, а все вокруг как бы и не памятник», — заявила Безнос.

К счастью, считает эксперт, решение по реконструкции пока принято не было. Архитектор полагает, что немалую роль в этом сыграла реакция севастопольцев в соцсетях.

Напомним, в 2020 году «Херсонес Таврический» оказался в центре скандала. Эксперты и общественники выступили с многочисленными акциями протеста против действий администрации музея по благоустройству места раскопок древнего Херсонеса.

На территории открытой экспозиции в непосредственной близости от античных строений появились деревянные настилы и металлические конструкции, а внутри крепости Херсонеса появилась сцена и зрительный зал под открытым небом для проведения театральных постановок. На этой сцене, в частности, прошла премьера спектакля «Грифон» под авторством митрополита Шевкунова, также вызвавшая неоднозначную реакцию зрителей.

Эксперты и общественники считают, что такая «модернизация» вредит античному городу и выступают резко против установки каких-либо конструкций на памятнике античности.

Полагаясь на прошлый неудачный опыт реставрационных работ на территории Херсонеса, севастопольские эксперты и общественники очень обеспокоены планируемой реставрацией Владимирского собора и всемирно известного Туманного колокола.