Вандализм средь бела дня: в Перми разрушают советскую монументальную фреску


В Перми происходит уничтожение объекта советской монументальной живописи на здании Дома культуры «Металлист», 4 сентября сообщает интернет–журнал «Звезда».

Панно, выполненное в стиле сграффито, находится на стене здания. На нем изображены мать с детьми, символизирующая Родину, красноармеец времен Гражданской войны, солдат Великой Отечественной войны, космонавт и ученый.

Фреску демонтируют в процессе ремонта здания. Собственники ДК решили заложить художественную работу типовой строительной плиткой. На сегодняшний день успели закрыть примерно треть панно.

Как отмечает издание, ДК «Металлист» принадлежит акционерному обществу «Пермский завод „Машиностроитель“». Директор ДК Марат Саттаров утверждает, что фреска не несет никакой исторической и культурной ценности, поскольку ее сделали заводские художники–любители.

Однако искусствоведы не подтверждают его слова. Как отметила кандидат искусствоведения, доцент Пермского государственного университета Анна Суворова, то, что такую фреску создали «заводские художники», — это легенда.

«Эскиз делали профессиональные художники. Это очень симптоматичная работа и по смыслам, и по языку. В духе рубежа 70–80-х. Она, безусловно, имеет региональную ценность», — сказала Суворова.

По ее словам, образность и стилистические приемы этого монументального объекта очень похожи на сграффито жилого дома по улице Крупской, выполненного выдающимся пермским монументалистом Рудольфом Пономаревым.

Отметим, это уже третий объект советского монументального искусства, который уничтожается в Перми. В ноябре 2017 года было разрушено панно «Наука», созданное художниками Еленой и Степаном Колюпановыми, а до этого было перекрашено сграффито Рудольфа Пономарева, расположенное на здании нефтяного колледжа.

Комментарий редакции

В очередной раз можно убедиться в халатном отношении пермских властей к объектам культурного наследия, особенно советской эпохи. Большинство объектов, подобных панно на здании ДК «Металлист», не входят в перечень охраняемых культурных объектов, поэтому зачастую оказываются жертвами бизнесменов.

Несмотря на то, что панно представляет собой очевидную культурную ценность, бизнес, который в этом ничего не понимает, готов уничтожить объект ради собственной выгоды: здание нужно как-то отремонтировать, но восстанавливать фреску дорого.

В результате на наших глазах при молчаливом согласии власти происходит акт узаконенного вандализма, из-за которого народ лишается одной культурной ценности за другой.