В Совфеде объяснили, в чем миссия образования
Формирование гармонично развитой личности является высокой миссией образования, заявила председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко 1 сентября в своем блоге на сайте верхней палаты парламента
Спикер Совфеда сообщила, что человек уступает компьютеру в объеме запоминания информации, но задача школы не только дать ребенку знания, но и развивать его. «Да, несомненно, человек уступает компьютеру, искусственному интеллекту в объеме запоминания информации, скорости работы с ней. Но задача школы далеко не только в том, чтобы заполнять головы учеников все новыми знаниями. Спору нет, это важно. Но у образования гораздо более высокая миссия — формирование гармонично развитой личности», — пояснила она.
Глава верхней палаты парламента отметила, что школа должна способствовать не только приобретению компетенций, но и духовному росту человека: «Она должна приобщать школьников к искусству, вводить в мир нравственных, духовных ценностей. Это нужно, чтобы воспитать всесторонне развитого человека, стремления которого отнюдь не сводятся только к обретению набора определенных профессиональных компетенций и комфортных условий существования. „Если в мире существует нечто поистине священное и великое, так это только непрерывно растущий человек“, — писал Максим Горький. Общеобразовательная школа — первичное и важнейшее звено этого процесса».
Напомним, 21 мая 2020 года на совещании о ситуации в системе образования в условиях распространения коронавирусной инфекции Путин, обсуждая изменения в системе образования, дал оценку ситуации вокруг вынужденного дистанционного образования. Он расценил «слухи и вбросы» о том, что в стране будет введено дистанционное обучение, которое полностью заменит традиционное как «откровенную провокацию». Президент предложил внести в закон об образовании поправки, которые ставят цель «укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы».
19 июня 2020 года министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что главной задачей школы станет воспитание, а не обучение.
В июле 2021 года были опубликованы обновленные федеральные стандарты начального и основного общего образования (ФГОС) в которые вошли также дополнения, касающиеся экологического и гражданского патриотического воспитания.
Отметим, еще в 2007 году бывший министр образования РФ Андрей Фурсенко определил в качестве главного недостатка советской системы образования воспитание человека-творца, отметив, что теперь необходимо выращивать грамотного потребителя.
20 мая 2021 года помощник президента РФ по науке и образованию Андрей Фурсенко заявил, что его слова о необходимости отказа в России от воспитания человека-творца были выдернуты из контекста. Фурсенко уточнил, что он имел в виду то, что быть потребителем знаний не менее почетно, чем придумывать знания самому.
Заявление Матвиенко о том, что школа должна формировать гармонично развитую личность не следует воспринимать как коренной разворот политики, проводимой в системе образования, несмотря на то, что слова спикера Совфеда как бы и противоречат всей концепции постсоветских реформ школы.
В основе реформирования советской системы образования лежало противопоставление традиционным методам обучения благости индивидуального подхода и преимуществ получения навыков, а не фундаментальных знаний. На самом деле этот процесс прикрывался как тогда, так и сейчас красивыми словами о важности воспитания личности. Только сегодня власть имущие учитывают еще и сильную ностальгию по всему советскому. Активное использование темы воспитания началось во время пандемии и его следует рассматривать лишь как прикрытие внедрения цифровых технологий в школы.